Возможности и перспективы развития медицинского страхования в Узбекистане

Опубликовано 06 Июн 2016

Воронин С. 

 

В настоящее время основной особенностью сферы здравоохранения многих стран является возрастающая социальная значимость, наличие правовых гарантий государства по предоставлению базовых медицинских услуг в условиях ограниченности финансовых ресурсов и усиления конкуренции. Сфера медицинских услуг отличается от других секторов относительно высокой себестоимостью услуг, широким  распространением  такого  явления  как моральный риск. Данные факторы делают актуальными усиление государственного регулирования рынка медицинских услуг, так и необходимость наличия профессиональных посредников, способных, квалифицированно отстаивать права пациентов. Таковыми, как правило, выступают страховые организации.

Проблемам функционирования и развития медицинского страхования посвящены труды многих авторов. Результаты исследований значительного числа экономистов, обсуждение проблем в интернет-сетях  свидетельствуют об общих подходах в оценке тенденций и предлагаемых мерах по улучшению ситуации в сфере здравоохранения (Scawthorn. С. Asian Catastrophe Insurance / C. Scawthorn, K. Kobayashi. 2008. -April; Thoyts R. Insurance theory and practice / R. Thoyts. 2010; «Медицинское страхование: возможности развития в Узбекистане» / Проект при поддержке ПРООН Ташкент, 2009 г.; Каримова К. Платите на здоровье! Как сектор частных медуслуг превратился в индустрию / Экономическое обозрение, №7, 2015 г.; Добровольное медицинское страхование: корпоративный уклон / Экономическое обозрение, №2, 2011 г.; Каримова Н. Медстрахование: за и против? — Обращение от 4.05.2016 г. http://sugurta.uz/publish/doc и другие исследования).

Мировой практикой накоплен богатый опыт форм и методов финансирования здравоохранения и медицинского страхования. Существуют различные модели финансирования здравоохранения, которые учитывают особенности развития страны и общества в целом. В то же время, в мире сложились два принципиально разных механизма финансирования медицинских услуг, в зависимости от того, предоставляются ли они учреждениями, финансируемыми государством или осуществляющими свою деятельность на коммерческой основе. Первые должны финансироваться преимущественно через систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Хотя в некоторых случаях они частично могут и напрямую оплачиваться пациентами, либо финансироваться через добровольное медицинское страхование (ДМС). Вторые должны финансироваться преимущественно самими пациентами и их работодателями, в том числе и через различные программы ДМС. При этом государство может косвенным образом поддерживать коммерческое здравоохранение и ДМС, посредством предоставления налоговых льгот, поддержки инфраструктуры и других мер.

Анализ основных принципов медицинского страхования, применяемых в большинстве зарубежных стран, показывает, что практически везде широко применяется частичная оплата застрахованными лицами определенных медицинских услуг. Механизм совместной оплаты сдерживает пациентов от ненужных расходов, так как часть этих расходов идет непосредственно из их личных средств. Другими отличительными признаками систем страхования здоровья является наличие «периода ожидания», предшествующего выплате оговоренного договором страхования пособия по нетрудоспособности или применение франшизы.

Screenshot_1

 

 

Так, например, для американской системы здравоохранения, где расходы на оказание медицинской помощи на душу населения, одни из самых высоких в мире, характерен принцип свободного выбора в отношении врача, медицинского учреждения, порядка страхования. Тем не менее, растет недовольство американцев существующей системой здравоохранения ввиду больших затрат работодателей на покрытие расходов в случае болезни работников.

Частная модель страхования может носить и обязательный характер, как это имеет место во Франции, через сбор взносов посредством государственной страховой организации, которая возмещает пациентам их расходы на медицинскую помощь. Французская модель медицинского страхования характеризуется эффективной интеграцией со всей системой социального страхования, где кроме обязательного государственного страхования существует сеть дополнительного страхования и местные фонды социальной помощи.

В Великобритании все работники подлежат обязательному страхованию здоровья, за исключением замужних женщин, которые могут присоединиться к страхованию добровольно. Из суммы страховых взносов, которая зависит от величины дохода работника, частично финансируются денежные пособия по временной нетрудоспособности в связи с болезнью, оплата самих медицинских услуг производится за счет пациента.

К такой же модели можно отнести систему здравоохранения Канады, где средства на здравоохранение формируются за счёт взносов на обязательное медицинское страхование из средств бюджета, при этом государственный страховщик работает по договорам с врачами частной практики. Обязательное медицинское страхование предоставляет возможности для конкуренции страховщиков и производителей, работающих по контрактам между собой, при этом взносы собираются тем страховщиком, которого выбрал страхователь.

Для Германии характерно, что страховщик, имея договоры с медицинскими учреждениями, обеспечивает застрахованному лицу бесплатную или с частичной оплатой медицинскую помощь. Германская система гарантирует равный доступ к медицинским услугам всему населению за счет ее полной оплаты в форме страхового возмещения, представители частной медицинской практики предоставляют высокопрофессиональные медицинские услуги, а уровень затрат регулируется более плавно, чем в большинстве развитых стран.

Японская система гармонично сочетает в себе частное здравоохранение и жесткое государственное регулирование тарифов на медицинские услуги, это своеобразная государственная система с целевыми налогами и экономическими отношениями в сочетании с системой страховых обществ, имеющих значительные льготы.

В Швейцарии все лица, независимо от их гражданства, должны быть застрахованы в системе обязательного медицинского страхования. Страховые взносы не зависят от дохода конкретного лица, четко определен набор медицинских услуг и больничная касса покрывает расходы на все основные виды лечения.

В Узбекистане медицинское страхование находится в начальной стадии развития. Постановление Президента Республики Узбекистан И. Каримова «О мерах по дальнейшему реформированию и развитию рынка страховых услуг» от 10 апреля 2007 г. способствовало расширению масштабов и повышению качества оказываемых населению страховых услуг, в том числе – в сфере медицинского страхования.

Вместе с тем существует ряд вопросов, которые требует более глубокого исследования. Среди них можно выделить следующие проблемы:

  1. При достижении каких условий можно внедрять обязательное медицинское страхование (средние доходы населения, развитость системы частного медицинского страхования и т.д)?
  2. Нужно ли применять порядок страхования, при котором пациент будет частично оплачивать расходы на лечение в целях усиления контроля за целевым использованием средств на здравоохранение?
  3. Как должно распределяться бремя по отчислениям в фонд медицинского страхования между работодателем и работником?
  4. Какие еще другие механизмы можно использовать для повышения качества финансирования медицинских учреждений?
  5. Какие положительные или негативные моменты вы могли бы отметить в механизме обязательного медицинского страхования исходя из опыта зарубежных стран?

 

  
  1. Dilafruz Ответить

    Обсуждение данного вопроса на сегодняшний день является очень актуальным, так как успешное решение данных вопросов, позволит улучшить качество предоставляемых медицинских услуг.
    Однако кроме вышеуказанного, в целях дальнейшего повышения качества предоставляемых медицинских услуг необходимо предоставить право выбора решать к кому обратиться за медицинской помощью: к районному врачу, в государственную или частную клинику, к страховщику или просто купить необходимое лекарство и получить возмещение из средств личного страхового фонда (в том числе — медицинского).
    В этом случае будет развиваться конкуренция, эффективное использование средств, легализация трудовой деятельности, что выгодно всем. По мере роста доходов государственного бюджета в будущем можно будет поэтапно перейти на обязательное медицинское страхование и для не занятых работников. Естественно, что доступ к минимальному обеспечению медицинскими услугами должен сохраниться для всех граждан, а вот получить дополнительные медицинские услуги должны получить только те, которые либо раньше накопили необходимые средства на страховом счете, либо в данный момент они трудятся в официальной сфере экономики.

    Thumb up 1 Thumb down 0
  2. F.Abduvaliev Ответить

    Выбор оптимального подхода совершенствования системы медицинского страхования в условиях Узбекистана является краеугольным камнем развития медицинских услуг для ближайшего будущего. Данная задача требует проведение глубокого анализа состояния и потенциала всех сторон-участников процесса. Первостепенным вопросом в данном случае, на наш взгляд, является определение баланса интересов сторон с учетом уровня развития и оценки имеющихся возможностей.

    Thumb up 1 Thumb down 0
  3. Farukh Ответить

    Применение порядка частичного возмещения потребителем услуг (населением) расходов на лечение является нормальной практикой, успешно используемой в ряде стран. В Узбекистане активно развивается сектор негосударственных медицинских диагностических услуг и др. в качестве альтернативы действующей системе. Основная, на наш взгляд, проблема заключается в обеспечении их доступности для социально уязвимых слоев населения, а также лечение и профилактика тяжелых и трудно излечимых болезней. Очевидно, что данная категория пациентов и в дальнейшем останется под опекой государства, так как оно может выступать в качестве гаранта доступности медицинских услуг. Реализация мер по дальнейшему совершенствованию медицинского страхования наряду с повышением благосостояния населения позволит повысить доступность медицинских услуг для наиболее незащищенной категории граждан, а также послужит предпосылкой для повышения эффективности государственных расходов на медицину и здравоохранение в целом.

    Thumb up 1 Thumb down 0
  4. Ф. Абдувалиев Ответить

    Обязательное медицинское страхование призвано обеспечивать равные возможности в получении медицинских услуг. Однако, как показывает практика введения ОМС в некоторых странах, не всегда удается достичь желаемого результата. Так, к примеру, ни состояние здоровья работников, ни условия труда (экология и др.) зачастую никак не связаны с размером страхового взноса. Как показывает анализ, такая система ОМС не стимулирует охрану здоровья работников, а также не предусматривает мер экономической ответственности. Отсутствие экономических стимулов создают условия для пренебрежения охраной здоровья и злоупотребления с выплатами по больничным листам. Одновременно, государство вынуждено нести большие расходы в виду того, что страховые компании оказываются перед условиями, в которых рост обращений является одним из критериев эффективности деятельности.

    Thumb up 1 Thumb down 0
  5. Шухрат Абдуллаев Ответить

    Сама по себе система медицинского страхования не является панацеей от всех проблем, связанных с организацией и предоставлением качественных и своевременных медицинских услуг населению. Даже идеально законодательно регламентированная и организованная система медицинского страхования будет подвержена ограничениям, связанным с социально-экономическими и институциональными проблемами в каждой конкретной стране. Коротко отвечая на поставленные автором вопросы, можно отметить:
    1. Обязательное медицинское страхование можно внедрять в любых условиях, так как изначально сама система зародилась без какого либо прямого участия государства. Основным триггером являлось бурное развитие промышленности и связанные с ним процессы урбанизации. Исторически работники опасных для здоровья производств, оценив трезво высокие риски потери здоровья и средств к существованию, самоорганизовались и создали этот инструмент коллективного страхования.
    Другое дело, в каких условиях внедрение данного инструмента будет наиболее эффективным и оптимальным с точки зрения интересов общества в целом. В данном контексте необходимо обратить внимание на демографические аспекты, структуру доходов и расходов домохозяйств, количественные и качественные показатели рынка медицинских и страховых услуг.
    2. и 3. Данные вопросы необходимо рассматривать в широком контексте, где основными вопросами являются: подход государства, а значит общественный консенсус в области социальной защиты населения в целом, уровень допустимой налоговой нагрузки в экономике, а также эффективность и целесообразность различных механизмов и конфигураций организации финансирования медицинских услуг.
    4. Основными критериями являются качество и стоимость медицинских услуг. Значит регуляторная нагрузка государства не должна быть чрезмерной. Излишняя бюрократия приведет к удорожанию и монополизации рынка медицинских и страховых услуг, что повлечет снижение их качества. Основными механизмами должны быть саморегулируемые организации. Субъекты рынка, оказывающие данные виды услуг сами, через добровольные (особо подчеркиваем – добровольные!) ассоциации, объединения, различные общества защиты прав потребителей в первую очередь должны быть заинтересованы в прозрачности и развитии рынка данных услуг. Любые проблемные моменты, низкое качество оказываемых услуг, врачебные ошибки, связанные с недостатком квалификации в том или ином лечебном учреждении, завышение стоимости или навязывание дополнительных услуг, чрезмерное коммерциализация, должны широко, прозрачно и объективно обсуждаться, иметь общественную оценку и получать соответствующее нормативное и регуляторное сопровождение. Данная система может быть эффективно отлажена только многосторонними усилиями, в первую очередь общество, участники рынка и, конечно же, государственные институты.

    Thumb up 2 Thumb down 0
  6. Нодир Маматкулов Ответить

    Действительно, сфера медицинских услуг является важнейшей для населения любой страны, в том числе и для Узбекистана. На содержание этой сферы расходуется много государственных и частных средств.
    Даже в развитых, успешных странах идет постоянная корректировка механизмов финансирования и мониторинга развития этой сферы (США, Франция, Германия и др.). Повсюду идет процесс совершенствования этой сферы, так как не все государства могут выдерживать расходы по предоставлению медицинских услуг. Часть их постепенно переносится на физические лица за счет распространения различных видов добровольного страхования.
    Определенно нельзя точно ответить на вопрос о том когда можно внедрять систему обязательного страхования. Здесь немаловажную роль играет не только уровень доходов населения, но еще и готовность общества к таким новшествам.
    Вместе с тем, хотелось бы отметить, что имеет смысл внедрять отдельные элементы медицинского страхования. Улучшение качества медицинских услуг несомненно повысит интерес населения к страхованию своего здоровья. Также необходимо создать условия для конкуренции между медицинскими учреждениями. Здесь должно усилиться роль государства для регулирования рынка медицинских услуг. Все вышесказанные меры требуют глубоко изучения и ситуационного анализа.

    Thumb up 1 Thumb down 0

Оставить комментарий

*