Индекс регуляторных ограничений прямых иностранных инвестиций Организации экономического сотрудничества и развития

Опубликовано 08 Июл 2019

Музаффар Каримов,

руководитель группы Проекта по вопросам

 структурных преобразований

в отраслях реального сектора

экономики ИПМИ

Последние годы в республике проводятся активные реформы по облегчению условия ведения предпринимательской деятельности, либерализации и повышению открытости экономики, улучшению условий жизни населения.

Вместе с тем, для определения правильности избранного направления и эффективности проводимых реформ необходимо сформировать независимую систему оценки осуществляемых в стране реформ. При этом, наиболее логичным является оценка проводимых реформ на соответствие международным критериям и стандартам.

Для решения этой задачи принято постановление Президента республики Узбекистан от 25 февраля 2019 г. №ПП-4210 «О мерах по повышению позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах».

В соответствии с указанным постановлением на Институт прогнозирования и макроэкономических исследований возложена задача по изучению методологии оценки Индекса регуляторных ограничений прямых иностранных инвестиций Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), выработке на этой основе национальных индикаторов мониторинга и оценки проводимых реформ в сфере формирования благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций.

Институт является одним из ведущих государственных научно-исследовательских центров республики в сфере экономических исследований, одной из основных задач которого является:

- разработка современного инструментария оценки влияния мер макроэкономической политики на развитие инвестиционной деятельности в экономике, отдельных ее сферах и территориях;

- участие в разработке стратегии инвестиционной политики, направленной на осуществление модернизации и диверсификации экономики, повышение ее конкурентоспособности;

- подготовку научно обоснованных предложений по важнейшим направлениям инвестиционной политики, формированию благоприятного инвестиционного климата и широкому внедрению рыночных методов и механизмов управления экономикой.

Институт является активным участником процессов разработки и обсуждения стратегии дальнейшего реформирования инвестиционной политики страны.

Выбор Института для решения задачи по изучению Индекса регуляторных ограничений прямых иностранных инвестиций обусловлен наличием богатого опыта по анализу действующего законодательства Узбекистана, его соответствия целям и задачам государственной политики, адаптации передового опыта зарубежных стран в сфере регулирования и стимулирования развития инвестиционных процессов, а также длительной историей сотрудничества с международными организациями и ведущими зарубежными исследовательскими центрами.

Научно-исследовательский персонал Института представлен высококвалифицированными кадрами, как из числа заслуженных специалистов с богатым научным и практическим опытом в исследуемых вопросах, так и молодых специалистов, владеющих современными методами обработки и анализа данных, оценки и прогнозирования социально-экономических процессов.

Впервые рассчитанный в 2003 году, Индекс регуляторных ограничений прямых иностранных инвестиций разрабатывается ОЭСР как один из индикаторов регулирования товарных рынков, позволяя оценить уровень присутствия в национальном законодательстве положений дискриминирующего характера для прямых иностранных инвесторов по сравнению с правовым режимом для национальных инвесторов по ключевым отраслям экономики (сельхозпроизводство, промышленность, разного рода услуги и недвижимость).

Оценка производится по 4 категориям:

  • Ограничение на долевое участие в предприятиях отрасли;
  • Необходимость разрешений и проверок;
  • Ограничения по найму ключевого персонала (руководство и специалисты);
  • Другие ограничения для иностранных предприятий (земля, капитал, отношения).

Оценка проводиться на основе баллов важности указанных ограничений и их размера.

На основе расчета бала по отраслям оценивается усредненное значение Индекса по стране в целом.

В настоящее время Индекс рассчитан для 68 стран – всех стран-членов ОЭСР, приверженцев Декларации о международных инвестициях и многонациональных предприятиях, стран с расширенным охватом и других стран G-20.

Перед институтом поставлена задача не только по изучению возможности участия Узбекистана в указанном рейтинге, но и разработка соответствующей методологии и оценки проводимых реформ в сфере регуляторных ограничений для иностранных инвесторов.

Опираясь на полученную оценку ситуации в Узбекистане, изучив мировой опыт совершенствования регуляторных условий деятельности иностранных инвесторов, Институт должен будет осуществлять мониторинг ситуации и готовить для руководства страны конкретные предложения по созданию еще более благоприятных условия для привлечения иностранных инвесторов.

Успешная реализация данных задач позволит как увеличить приток инвестиций в республику, так и на практике реализовать ключевой принцип равенства режимов для национальных и иностранных инвесторов, отсутствия дискриминации по происхождению инвестора.

Последние годы руководство республики предпринимает конкретные шаги по улучшению условий деятельности иностранных инвесторов на территории республики, устранению имеющихся барьеров и препятствий для развития их бизнеса, обеспечению защиты прав и интересов бизнеса и выравниванию правового режима для всех категорий инвесторов, внедрению передового опыта регулирования.

Реализованные реформы в указанном направлении и их дальнейшее углубление несомненно найдет свое отражение в оценках международных институтов и позволит стране войти в число ведущих стран по уровню либеральности политики регулирования прямых инвестиций и занять топ-позиции в Индексе регуляторных ограничений прямых иностранных инвестиций Организации экономического сотрудничества и развития!