Как стимулировать приток инвестиций в обрабатывающую промышленность?

Опубликовано 03 Июн 2016

Абдуназарова Нодира

Хамидов Бахтишод

     Актуальность: О ключевой роли обрабатывающей промышленности в обеспечении устойчивости развития и создания продуктивных рабочих  мест говорилось не мало. При этом, важной задачей является стимулирование создания производств с законченными технологическими циклами и ориентацией на максимальную кооперацию с уже существующими производствами в смежных отраслях. Президент Республики Узбекистан И.Каримов особо отметил важность перехода к «3-4-стадийным циклам переработки сырья в востребованную на мировом рынке продукцию по схеме: базовое сырье – первичная переработка (полуфабрикаты) – готовые материалы для промышленного производства – готовая продукция для конечного потребления» (И.Каримов. Доклад на расширенном заседании Кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год, 16.01.2016 г.).

Необходимость развития обрабатывающей промышленности возникает в силу того, что она является драйвером технологического развития. Здесь производительность и уровень заработной платы выше среднего по экономике (в силу высокой доли квалифицированного персонала),  мультипликативный эффект в развитие других секторов экономики очень высокий (см. например, Stoellinger et al., 2013).

Однако, инвестиции в обрабатывающую промышленность развивающихся стран сопряжены с высокими рисками. Особенно в ресурсо-обеспеченных странах, где, как обычно, поступления иностранной валюты от экспорта сырья достаточно большие, что, в свою очередь, дестимулирует  приток инвестиций в несырьевые (недобывающие)  отрасли экономики (IMF, 2013).

Что мы знаем на сегодняшний день. Для поиска ответа на наш вопрос мы обратились к теории индустриализации. Следует особо подчеркнуть, что под индустриализацией преимущественно понимается развитие именно обрабатывающей промышленности. При этом, теория индустриализации строится на теории конкурентных преимуществ.

Согласно Cimoli, Dosi and Stiglitz (2009) сравнительные преимущества стран не «даются от природы». Напротив,  они «приобретаются».  Поэтому, задача любого государства заключается в поощрении политики и институтов, способствующих развитию процессов обучения и технологического потенциала, которые, в свою очередь, являются драйверами так называемых «динамических» (неявных) конкурентных преимуществ.

Lin  (2007) полагает, что человеческий капитал является основной компонентой, которая определяет степень преодоления рисков и неопределенностей в процессе модернизации и способствует росту эффективности использования капитала и труда, этим способствую росту конкурентоспособности экономики.

Milberg et al. (2015) подчеркивают ключевую роль ПИИ (преимущественно в обрабатывающую промышленность) и политику интеграции в мировые цепочки добавленной стоимости в долгосрочном развитии и формировании индустриальной политики стран. По мнению авторов именно транснациональные корпорации в сфере переработки сырья являются катализатором технологических исследований и роста производственных навыков работников. Поэтому, государства всячески должны поддерживать приток ПИИ в экономику. Однако, при этом, особое внимание должно уделяться сопутствующим эффектам (экстерналиям), связанным с распространением новых передовых управленческих технологий, модернизации потенциала местных фирм как поставщиков полуфабрикатов,  товаров и услуг для зарубежных крупных компаний, т.к. иностранные инвесторы заинтересованы только в получении прибыли, минимизируя издержки, связанные с приобретением технологий, развитием инфраструктуры и т.д.

 Проблема: какие механизмы необходимы для эффективного распределения рентных доходов в целях развития обрабатывающих отраслей промышленности.

 Актуальность: ресурсо-обеспеченные страны все больше сталкиваются с вызовами и рисками в условиях новой экономической реальности, а именно низких цен на энергоносители и развития информационных технологий, ставящих под вопрос существование некоторых традиционных отраслей экономики. В целях предотвращения указанных негативных последствий эти страны внедряют различные механизмы перераспределения рентных доходов.

 Существующие альтернативы:

К основным направлениям распределения рентных доходов можно отнести:

- вложение средств в развитие преимущественно трудоемких отраслей промышленности, основанных на переработке природных ресурсов (таких как легкая, текстильная, химическая, металлообработка и т.д.);

- программы (планы) развития отраслей обрабатывающей промышленности или диверсификации экономики;

- формирование ресурсных фондов (стабилизационных, сберегательных фондов или фондов развития);

- введение фискального (бюджетного) правила, в целях проведения контр-цикличной фискальной политики и смягчения волатильности госдоходов.

 

Что мы знаем на сегодняшний день: ни один из вышеуказанных механизмов не может полностью гарантировать успешность  усилий по диверсификации экономики и расширению производства конкурентоспособной готовой продукции.

Так, в Чили и Индонезии нацеленность на стимулирование отраслей промышленности, основанных на переработке природных ресурсов (таких как легкая, обувная, мебельная), имело важное значение для создания рабочих мест. За 1985-1998 года занятость в крупных и средних предприятиях обрабатывающей отраслях Индонезии возросла в 2 раза, а доля этих отраслей к ВВП возросла с 16 до 25%. Однако отсутствие последующего технологического углубления производства, развития высокотехнологичных отраслей, отечественного выпуска средств производства (оборудования и машин), в конечном счете, привело к замедлению процесса создания эффективных рабочих мест, ставя под угрозу устойчивость экономического развития. Начиная с 1990 годов, правительство Индонезии стало делать значительные инвестиции в развитие высокотехнологичных отраслей, таких как фармацевтика, электроника, приборостроение, производство мотоциклов и автомобилестроение. Однако данные отрасли не создавали значительную добавленную стоимость, т.к. по сути сводились к сборке и затем к ре-экспорту, а большая часть комплектующих – импортировалось. После кризиса 1998 года доля обрабатывающей промышленности Индонезии, а также экспорта в ВВП хоть и не уменьшилась, но стагнировала на почти одном уровне в течение последующих лет.

Для эффективного управления ресурсами и притока капитала в обрабатывающие отрасли в большинстве ресурсо-обеспеченных стран разрабатываются и внедряются планы (или программы) развития экономики (например, 5-6-летние планы). Основной целью таких программ в ресурсо-богатых странах является диверсификация экономики, развитие не-нефтяных отраслей, создание устойчивых рабочих мест. Ряд ресурсо-обеспеченных стран, применявшие эти программы (такие как Бахрейн, Катар, Оман, Кувейт и др.) не добились успехов в диверсификации экономики, а также своего экспорта. Страны (Ботсвана, Чили), достигшие прогресса в реализации таких программ или планов, делали ставку не только на директивный выбор отраслей, но и на грамотный диалог между государством и бизнесом, создание благоприятной инвестиционной среды.

Перераспределение части доходов от продажи ресурсов через формирование стабилизационных, сберегательных фондов или фондов развития, может повышать эффективность использования госрасходов, однако во многих ресурсобогатых странах было характерно чрезмерное расходование средств фонда в благоприятные времена и затем вынужденное сворачивание проектов в кризисный период (пример, Венесуэлы).

Для смягчения волатильности государственных расходов, в т.ч. грамотного управления средствами ресурсных фондов, многие ресурсо-богатые страны применяли фискальные правила (т.е. количественное ограничение величины отдельных бюджетных показателей). По данным МВФ, к 2012 году в мире более 75 стран ввели фискальное правила, из них более 45 стран это развивающиеся экономики. Из более чем 140 стран мира только 39 стран проводили за 1995-2012 года контр-цикличную политику. По сути, многие развивающиеся страны с фискальными правилами имели про-цикличную фискальную политику. Эти страны, как правило, c высокой долей госсектора, решая важные задачи экономического развития и противостоя негативными внешними вызовам, зачастую вынуждены нарушать установленные ранее принципы расходования средств. Развивающиеся страны, повысившие контр-цикличность фискальных политик в 2000-х годах добились этого, прежде всего, из-за улучшения качества госинститутов и работы органов госуправления, соблюдения законности, а не только благодаря фискальным правилам.

             Наше видение решения этой проблемы состоит в том, что в нашей экономике целесообразно совершенствовать механизм перераспределения доходов, формируемых от экспорта природных ресурсов на цели развития человеческого капитала, собственной технологической базы, укрепления (создания)  институтов и инфраструктуры, необходимых для притока инвестиций в сферу производства готовой продукции с акцентом на начальном этапе на среднетехнологичный индустриальный малый бизнес, затем на развитие средних высокотехнологичных производств, и затем – на включение крупных предприятий в глобальные производственные сети.

О недостаточной развитости такого механизма свидетельствуют дисбалансы в структуре распределения инвестиционных ресурсов (преобладание инвестиций в нефтегазовый сектор, энергетику и металлургию и недоинвестирование обрабатывающей промышленности, низкие по сравнению со странами-эталонами расходы на R&D и в человеческий капитал (прежде всего, в высшее образование), низкая степень интегрированности страны в мировую экономику. Как свидетельствуют результаты выполненного нами эконометрического анализа, доведение расходов на R&D Узбекистаном до среднего уровня стран эталонов (примерно до 2% ВВП) приведет к увеличению доли инвестиций в обрабатывающую промышленность с нынешних 11-13% до 21%. Такие же значительные резервы существуют и по другим факторам, полученными в ходе эконометрического анализа (глубина интеграции в мировую экономику, число студентов, обучающихся за рубежом).

Проведение среднесрочных программ развития, направленных, в том числе на стимулирование обрабатывающих отраслей должно сопровождаться широким обсуждением основных направлений программ с частным сектором, повышением качества госинститутов и работы органов госуправления. Важна дальнейшая работа Фонда реконструкции и развития по развитию отраслей обрабатывающей промышленности, основанных на переработке природных ресурсов. Также актуально увеличение доли вложения средств Фонда в развитие высокотехнологичных отраслей промышленности. Введение фискального правила в республике, целесообразно по мере развития доли частного сектора и постепенного сокращения масштабов государства к экономике, когда роль рыночных механизмов в решении задач экономического развития будет повышаться.

Вопросы для дискуссии:

 Какие дополнительные механизмы перераспределения рентных доходов могут быть применены для ускоренного развития обрабатывающей промышленности в Узбекистане?

  1. Какие дополнительные меры целесообразны для стимулирования развития индустриального малого бизнеса и создания новых продуктивных рабочих мест?
  2. Назрела ли необходимость в республике законодательного закрепленного применения фискального правила? Какие условия необходимы для успешности применения фискального правила в Узбекистане?
  3. Является ли высокое качество госинститутов, а также прозрачность и подотчетность перераспределения рентных доходов необходимым и достаточным условием эффективности вложений в диверсификацию экономики?
  
  1. Arsen Aliyev Ответить

    Высокое качество госинститутов является важным но не единственным условием эффективности вложений в экономику. Существует еще целый ряд условий таких например развитие R&D, высокий уровень качества и охвата высшим образованием, высокое качество деловой среды, высокий уровень развития человеческого и социального капитала и многое другое. Что касается развития малого индустриального бизнеса то здесь необходимо развитие специальных институтов которые будут способствовать созданию технологий, оказанию консалтинговых услуг, финансированию, исследованию рынков и продвижению произведенных товаров на внешний рынок как например это было сделано в Корее. Кроме того необходимо создание условий способствующих развитию проектов с высокой степенью риска связанных с созданием инновационных продуктов. Для этого необходимо развитие технопарков и венчурных фондов.

    Thumb up 5 Thumb down 3
  2. ST Ответить

    На наш взгляд исследование носит достаточно поверхностный характер. Автором поста был изучен международный в области введения фискального правила и другие меры в области перераспределения рентных доходов применяемые в странах с богатыми природными ресурсами. Однако не были проанализированы возможности применения данного опыта в Республике Узбекистан, кроме того не произведена оценка вероятных последствий в случае применения подобных мер.

    Thumb up 1 Thumb down 3

Оставить комментарий

*