Круглый стол, посвященный обсуждению вопросов расширения предприятий малого бизнеса и частного предпринимательства, обеспечения качества корпоративного управления

Опубликовано 18 Мар 2017

18 марта 2017 года в зале заседаний Министерства экономики был проведен очередной круглый стол, посвященный обсуждению вопросов расширения предприятий малого бизнеса и частного предпринимательства, обеспечения качества корпоративного управления.  В данном мероприятии принял участие сотрудник ИПМИ, заместитель руководителя Проекта по структурным преобразованиям, диверсификации экономики и привлечению инвестиций Акрамов А.У. В числе приглашенных для участия в работе круглого стола Министерства экономики были представители ИСИ, НИЦ «Научные основы и проблемы развития экономики Узбекистана», НОЦ «Корпоративное управление Республики Узбекистан», Национального университета Узбекистана (НУУз), Торгово-промышленной палаты, ассоциации деловых женщин Узбекистана, а также заинтересованные министерства и ведомства.

Особое внимание уделялось обсуждению двух ключевых вопросов повестки дня круглого стола.

По вопросу «Стимулирования расширения предприятий малого бизнеса и частного предпринимательства для создания конкурентоспособных компаний» с презентационным материалом выступил Шаулов Д.И. В ходе его доклада, был представлен анализ налоговой нагрузки и сделан вывод о том, что существующая значительная дифференциация между крупными и малыми предприятиями снижает заинтересованность малого бизнеса укрупнять свою деятельность и, тем самым, перейти в категорию крупных предприятий, так как налоговая нагрузка в таком случае  возрастает с 2 до 4-х раз  в зависимости от специфики отрасли.   Увеличение налоговой нагрузки при переходе из малого бизнеса в крупное предприятие приводит к потере финансовых ресурсов, снижению уровня рентабельности и в конечном итоге снижению инвестиционных вложений в экономику. Поэтому целесообразность укрупнения малого бизнеса в действующих условиях практически невозможна.

Кроме того, было отмечено, что ситуация в части выживаемости предприятий малого бизнеса и частного предпринимательства имеет аналогичную картину как и в других странах мира. В Узбекистане также это связано с высокой интенсивностью  реорганизационных процессов внутри сектора малого бизнеса, из-за наличия  проблем,  независящих от их деятельности. В связи с этим,  малые предприятия  пытаются таким образом решить свои проблемы и принять меры по оптимизации использования имеющегося у них  потенциала.

Во время обсуждения данного вопроса было предложено введение категории «средние предприятия» с установлением налоговой нагрузки  в промежутке между малыми и крупными предприятиями  и с применением упрощенной системы налогообложения, т.е. создать промежуточную ступень перехода к крупным предприятиям. Так как, во-первых, средние производственные предприятия гибче крупных при решении вопросов налаживания производства, внедрения технологических и организационных нововведений. В-вторых, в отличие от микро- и малых предприятий, они обладают достаточным масштабом, чтобы вести научно- техническую деятельность, влиять на состояние местного рынка труда. В-третьих, средние предприятия имеют достаточный потенциал для развития связей с зарубежными партнёрами, для осуществления экспортно-импортных операций, заимствования и адаптации новых технологий, что делает их более привлекательными для иностранных и местных инвесторов.

По вопросу «Обеспечения качества корпоративного управления в акционерных обществах с государственным участием» докладывал проф. Иминов О.Д. В ходе своего выступления докладчик обобщил основные направления повышения эффективности и качества системы корпоративного управления в Узбекистане. Он отметил, что качество корпоративного управления – один из наиболее значимых факторов, определяющих курсовую динамику акций любого эмитента. Было предложено внедрить систему определения эффективности деятельности Наблюдательного совета, определяющую:

-          эффективность деятельности отдельных членов наблюдательного совета и их вовлеченность в коллективную работу;

-           скрытые резервы деятельности наблюдательного совета, способствующие на повышение эффективности деятельности компании;

-           степень взаимодействие наблюдательного совета с менеджментом;

-           степень доверия акционеров и общества к наблюдательному совету.

Кроме того было предложено разработать проект законодательного акта по внесению изменений в законодательство, способствующее:

- увеличению доли миноритариев;

- внедрению двухуровновего корпоративного управления в акционерных обществах с государственной долей;

В заключении обсуждения вопросов круглого стола были подведены итоги и достигнута договоренность о дополнительном изучение возможных альтернативных вариантов вышеуказанных предложений с привлечением деловых кругов и заинтересованных организаций .