О роли государства при переходе к новой индустриальной политике

Опубликовано 09 Мар 2015

С. Чепель 

Один из главных вопросов перехода к новой эффективной индустриальной политике в развивающихся странах — как должна при этом меняться роль государства в экономике. Спектр существующих альтернатив – от разумного протекционизма в господдержке нарождающихся новых отраслей промышленности, до его полного отрицания и признания либерализации сферы внешнеэкономической деятельности главным условием развития новых конкуретоспособных отраслей промышленности.

Сторонники первого направления, опираясь на позитивной опыт Китая (работы Дж. Лина, Д. Родрика, В. Попова, В. Полтеровича и др.) указывают на необходимость активизации скрытых (неявных) сравнительных преимуществ страны. Данный подход получил признание благодаря успешности его применения в странах Юго-Восточной Азии (прежде всего, в Китае). Государство должно ограничить свое вмешательство в распределение ресурсов и повысить свою роль в развитии конкуренции, улучшении инфраструктуры в целях снижения транзакционных издержек товаропроизводителей, обеспечивать временную поддержку отдельных отраслей и видов деятельности.

Сторонники второго направления (см., например, Infant-Industry Protection and Trade Liberalization in Developing Countries. RESEARCHREPORTMAY, 2004) считают, что протекционизм чаще мешает, а не помогает повышать эффективность, создавать новые отрасли промышленного производства, не учитывает имеющиеся в экономике развивающихся стран скрытые конкурентные преимущества. При этом, Китай и отдельные страны Восточной Азии являются скорее исключением, чем правилом. Далеко не все страны, которые проводили активную промышленную политику, добились повышения темпов и устойчивости экономического роста. Активная промышленная политика во многих случаях была сведена к развитию капиталоемких производств добывающей промышленности и государственной поддержке недостаточно жизнеспособных отдельных предприятий перерабатывающей промышленности. Определенное оживление экономики на начальном этапе реализации такой стратегии, при попытках ее продолжения в долгосрочном периоде, приводило к снижению макроэкономической эффективности, а избыточное государственное вмешательство в экономику – к перетоку труда и капитала из легального в теневой сектор экономики.

Наша позиция: масштабы вмешательства государства в текущую экономическую деятельность, включая выбор широкого круга приоритетных отраслей, регулирование инвестиционных потоков (ограничение инвестиционной программы только масштабными проектами), выделения квот на материальные и валютные должны поэтапно ограничиваться и т.д.. Одновременно роль государства повышается в решении задач:

- развития конкурентных рынков и обеспечении условий справедливой конкуренции, включая поэтапную либерализацию сферы внешнеэкономической деятельности, без чего невозможно создать устойчивые стимулы к ресурсосбережению;

- создания необходимых условий для ускоренного развития индустриального экспортоориентированного малого бизнеса;

- повышения качества менеджмента в крупных государственных компаниях и корпорациях, как предпосылки снижения уровня неплатежей и роста энергоэффективности;

- создания необходимых условий для включения национальных компаний в глобальные цепочки создания добавленной стоимости, что позволит перейти на мировые стандарты энергоэффективности и конкурентоспособности, ускорит процесс вывода отечественной готовой продукции или отдельных комплектующих на мировые рынки;

- укрепления гарантий неприкосновенности частной собственности как важнейшей предпосылки улучшения инвестиционного климата;

- повышения качества профессиональной подготовки трудовых ресурсов, как важнейшей составляющей качества человеческого капитала;

- реализации национальных инфраструктурных проектов и создании других условий и предпосылок для снижения издержек бизнеса улучшения инвестиционного климата и деловой среды.

Меняются и формы государственной поддержки. Существующая практика предоставления многочисленных налоговых льгот сворачивается, осуществляется упрощение налогового администрирования, повышение прозрачности контролирующих органов, в т.ч. стимулирование перехода налогоплательщиков и налоговых органов на электронный документооборот. Основными формами господдержки возникающих новых предприятий в несырьевом секторе промышленности становится стабильный госзаказ на их продукцию, упрощенный режим доступа к кредитным ресурсам, включая кредиты иностранных банков, исключение из налогооблагаемой базы расходов на повышение квалификации персонала, на проектно-технологические разработки, оплата услуг по сертификации новой продукции, по ее продвижению на мировые рынки. Господдержка должна носить временный характер и не превышать 5 лет (в зависимости от специфики отрасли).

Вопросы для дискуссии:

1. Насколько реалистичен такой подход в сложившихся условиях и каковы риски его реализации?

2. Как должны измениться приоритеты и инструменты монетарной, фискаль-ной, инвестиционной политики при переходе на принципы новой индустриальной политики?

3. Как обеспечить развитие конкуренции на товарных рынках в существующих условиях (узкий круг производимой промышленной продукции, высокие импортные пошлины, неразвитость среднего частного бизнеса, значительные масштабы неплатежей и т.д.). Каковы должны быть первоочередные шаги в этом направлении?

4. Каковы критерии (индикаторы) успешности перехода к новой промышлен-ной политике? Как обеспечить независимость и объективность этих оце-нок?

5. Какова должна быть форма либерализации внешней торговли на различных этапах перехода к новой промышленной политике (приоритеты и темпы в снижении импортных пошлин, устранения нетарифных ограничений, возможная интеграция с существующими экономическими союзами и объединениями и т.д.)?

6. В условиях роста внутренней конкуренции, какие методы и принципы компенсации должны применяться в отношении тех предприятий и отраслей, которые будут не способны обеспечить устойчивость работы в этих условиях?

7. Как минимизировать риски роста неустойчивости при переходе к новой промышленной политике. Прежде всего, потенциал каких госинститутов в Узбекистане нуждается в усилении?

8. Какие необходимы дополнительные институты и инструменты, чтобы можно было своевременно «выходить» из неудачных экспериментов по внедрению новых форм и организационных структур развития приоритетных отраслей промышленности, и еще важнее – как, когда и при каких условиях расширять поддержку отдельных инициатив?

  
  1. Abdunazarova Nodira Ответить

    В настоящее время монетарная, валютная и фискальная политики сочетают в себе элементы новой и традиционной индустриальных политик. Наблюдается активизация кредитной деятельности банков, постепенно снижается ставка рефинансирования. Однако существуют определенные ограничения сдерживающие использование рыночных инструментов денежно-кредитной политики. Основу финансовой системы республики составляют несколько крупных государственных банков, тогда как переход к новой индустриальной политики подразумевает диверсифицированную банковскую систему с опорой на средние и небольшие банки и другие кредитные институты, которые способны проводить гибкую и целевую поддержку местным производителям и экспортерам. В фискальной сфере распространена практика использования налоговых льгот, что может в дальнейшем подрывать стимулы к ресурсосбережению и развитию конкуренции на товарных рынках.
    Вследствие этого, в ближайшие 5-6 лет при проведении монетарной и валютной политики необходимо активное использование рыночных инструментов, прежде всего запуск механизма рефинансирования, постепенная девальвация обменного курса в целях стимулирования экспорта, либерализация валютного режима в специальных экономических зонах республики. Необходимо создание новых кредитных институтов (небольших кредитных кооперативов, гарантийных фондов и т.д.) для малого бизнеса с недостаточным залоговым обеспечением, действующих в отдаленных регионах республики. При этом важно сохранение политики наращивания золотовалютных резервов и финансирования стратегических инвестиционных проектов с помощью Фонда реконструкции и развития Узбекистана.
    В фискальной сфере приоритетом станет сокращение селективной направленности налогообложения (сохранение льгот только для инновационной и инвестиционной деятельности), упрощение налогового администрирования. В среднесрочной перспективе важно сохранение уровня государственных расходов на развитие (поддержание) инфраструктурных проектов (ирригационная система, железные дороги, телекоммуникационные сети) а также образование, здравоохранение и науку.

    Thumb up 8 Thumb down 14
    • JayZee Ответить

      Согласен. Полагаться на то, что централизованных средств всегда будет хватать на модернизацию экономики — крайне наивно. Важно начать больше задействовать рыночные механизмы. Постепенно, роль государства должна отходить от ручного управления в сторону защиты конкуренции и поддержания/развития рыночных механизмов. Не зря Президент в своей последней речи говорил о важности кардинального снижения роли государства в экономике. Конечно, роль государства в некоторых секторах будет всегда будет критична. Как правило, это касается сектора здравоохранения и базового образования, но и здесь есть место для притока частных инвестиций.

      Thumb up 5 Thumb down 3
  2. JF Ответить

    Тезис «развитие конкурентных рынков» в закрытых и небольших экономиках не всегда является однозначным. Если следовать ему классически – все наши крупные корпорации необходимо уменьшить по размерам и отдать в частные руки. Это должно привести к росту эффективности, повышению качества, снижению себестоимости и т.п. Однако ряд исследований опровергают данный тезис. В частности, на уровне выборочных обследований в России анализ взаимосвязи между расширением холдингов и конкуренцией дал неожиданные результаты. В работе [Кузнецов, 2005] было обнаружено, что вероятность принадлежности предприятия к холдингам положительно, статистически значимо и существенно влияет на вероятность острой конкуренции с импортом. Иначе говоря, холдинги как форма укрупнения предприятий — это реакция на ужесточение глобальной конкуренции. Поэтому зачастую в странах с развивающимися экономиками сложилась структура рынка, известная как монополистическая конкуренция. Еt вызовы и возможности, по всей видимости, еще требуют дополнительных изучений.

    Thumb up 4 Thumb down 0
    • JayZee Ответить

      Действительно, существует аргумент в пользу сохранения высокой концентрации (монополизации) в условиях малых экономик, когда речь идёт о конкурентоспособности отрасли/монополии с внешними конкурентами. Но эмпирических доказательств этому на самом деле крайне мало. Та же экономика России никак не может относиться к малой экономике. Тем не менее этот аргумент использовали в пользу консолидации предприятий в нефтегазовой отрасли в середине 00-х. Речь идёт, конечно же, о Газпроме и Роснефти. Рост эффективности (прибыльности) этих предприятий в последние годы никак не оъясняется эффективностью монополии, а скорее благоприятной конъюнктурой нефтегазового рынка. На самом деле, если спросить мнение покупателей/потребителей этих компаний, то большинство из них с ностальгией вспоминают о тех временах, когда на нефтегазовом рынке сушествовала конкуренция. В доказательство этому достаточно посмотреть на сайте Федеральной Антимонопольной Службы России, сколько жалоб от мелких конкурентов и потребителей льётся в адрес этих госмонополий. Как видим сегодня, за этой экономической аргументацией в пользу мононополизации стояли скорее геополитические интересы. Но это уже отдельная тема.

      Возвращаясь к ситуации в нашей стране, вопрос о том, надо ли дробить монополии ради развития конкуренции или нет, должен решаться индивидуально в зависимости от технологических и экономических характеристик отрасли. Самая первый вопрос, которым надо задаваться: Превысит ли эффект дробления и приватизации потери от экономии на масштабе. Ответ на этот вопрос будет отличаться от отрасли к отрасли. Например, да, на рынке производства легковых автомобилей делить завод надвое, либо привлекать инвестора для постройки нового завода не имеет смысла. Но, например, на рынке производства сахара, или отдельных комплектующих для автомобилестроения это было бы хорошим решением.

      Вопрос повышения внутренней и распределительной эффективности монополий можно также решать без дробления монополий — просто, посредством послабления/либерализации внешней конкуренции/торговли. Здесь в игру входит феномен contestable market. Прогуглите, кому интересно.

      Thumb up 2 Thumb down 0
  3. ARSEN ALIEV Ответить

    Из данного комментария не ясно в чем состоит преимущество предлагаемых новых кредитных институтов перед существующими. В настоящее время созданы например такие институты как мини-банки действующие в отдаленной местности, Фонд поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства и др. И на наш взгляд будет более правильным сосредоточиться на повышении эффективности деятельности существующих кредитных институтов а не на создании новых.
    Кроме того абсолютно не ясно что подразумевается под «запуском механизма рефинансирования» и «сокращением селективной направленности налогообложения» и каковы конкретные механизмы реализации всего этого.

    Thumb up 5 Thumb down 2
  4. Бекзод Махмудов Ответить

    На мой взгляд, новая индустриальная политика должна способствовать постепенному снижению технологической зависимости промышленных предприятий от импорта оборудования и комплектующих, и одновременно развивать собственную технологическую базу. Ведь налаживание производства базовых электрических и механических компонентов к оборудованию может не только значительно снизить их импорт (например, электродвигателей, нагревательных элементов, автоматов, счетчиков, валов, шестерней, ремней, подшипников и т.д.) и сэкономить валютные средства, но и развить собственную научно-техническую базу, повысить взаимосвязь науки и производства, генерировать инженерно-технический кадровый потенциал в предприятиях и, тем самым, дать толчок отечественному станкостроению. В этих условиях, в программах развития промышленности должно быть предусмотрено также постепенное стимулирование промышленных исследований и коопераций при осуществлении модернизации и технологическое перевооружение предприятий (т.е. локализация не только производства, но и технологий). Активная господдержка прикладных исследований в промышленности должна осуществляться от «студенческой скамьи» (поддержка одаренных студентов инженерных и технических вузов) до полного внедрения разработки в производство (развитие инжиниринговых услуг).

    Thumb up 4 Thumb down 0
    • JayZee Ответить

      Боюсь, что мы пока очень далеки от этого. Мы слишком сильно технологически отстаём от промышленно развитых стран, чтобы протекционистскими мерами стимулировать производство технологических товаров. Нет у нас достаточного научно-технического потенциала, чтобы создавать свои, передовые технологические товары, в том числе некоторые комплектующие. Переход по ценовой и технологический цепочке должен происходить постепенно. Нулевые импотрные ставки на технологическое оборудование — праввильная мера, которую нужно сохранить.

      Если же речь идет не о заградительных методах индустриальной политики, а каких-то других, было бы интересно узнать, что это за «новая индустриальная политика».

      Thumb up 0 Thumb down 0
  5. Сергей Воронин Ответить

    Не вызывает сомнений тезис, что влияние государства на экономику при переходе к новой эффективной индустриальной политике в развивающихся странах должна измениться в сторону «ослабления» при одновременном повышении качества этого воздействия. Необходимо учесть, что «ослабление» роли государства в регулировании экономики при недостаточно эффективных механизмах может привести первоначально к усилению разбалансированности, а затем к необходимости введения чрезмерно жестких командно-административных инструментов.
    В тоже время, широкое использование в течение длительного времени не рыночных методов воздействия на экономические процессы, также сопряжено с большими расходами Госбюджета, снижением эффективности производственно-хозяйственной деятельности, замкнутости внутреннего рынка, иждивенческим настроениям и усилению других неблагоприятных тенденций. Выход здесь видится в том, чтобы снижение степени государственного воздействия на экономику сопровождалось реальным устранением всевозможных барьеров, развитием конкуренции, «точечным» эффективным влиянием соответствующих структур на монополизированные и наиболее высокодоходные рынки. Устойчивость цен на продукцию субъектов естественных монополий будет снижать ценовые риски для других хозяйствующих субъектов, а высокодоходные рынки – это мощный источник средств госбюджета. Государству целесообразно при помощи гибкого налогообложения изымать часть сверхприбыли, получаемую субъектами хозяйствования на данных рынках и расширять доступ других предпринимателей к этой деятельности.
    «Точечное» государственное воздействие на рынке следует осуществлять на основе использования действенных инструментов, включающих монетарные, фискальные, антимонопольные и другие рычаги. Прежде всего, следует «сбить» волну инфляционных ожиданий по основным ее факторам (цены на сырье и энергоресурсы, тарифов на перевозки и услуги ЖКХ, импортируемая инфляция, денежная масса, спросовые ограничения и др.). Для этого, на наш взгляд, целесообразно существенно ослабить затратно-инфляционную направленность действующего механизма налогообложения юридических лиц (доминирование оборотных налогов, неоднократное использование одной и той же налоговой базы). Следует поэтапно сближать уровень налоговой нагрузки на крупные и малые предприятия, отказаться от практики ежегодной индексации ресурсных налогов, трансформировать инфляционные оборотные налоги (НДС, обязательные отчисления от выручки) в антизатратные эффективные налоговые инструменты.
    При проведении модернизации налоговой системы необходимо выравнивать и оптимизировать уровень налоговой нагрузки по отраслям экономики, предусмотрев постепенное снижение роли налоговых льгот в пользу формирования устойчивых дифференцированных ставок основных налогов, перемещение части налогового бремени с производственных сфер на конечное потребление материальных благ в зависимости от их социальной значимости. Для этого следует дать оценку функциональной необходимости каждого налога и его необходимость в перспективе. Механизмы налогообложения, как для крупного, так и для малого предпринимательства, должны быть упрощенными, оптимальными и гибкими. Они должны способствовать росту конкурентоспособности производимой продукции (в особенности – с высокой добавленной стоимостью), снижению издержек, расширению выпуска инновационных товаров, обеспечению экологической устойчивости и безопасности для потребителя.
    В результате воздействия налогов на ценообразование невозобновляемое сырье и энергоресурсы, товары не безопасные для человека и окружающей среды, предметы роскоши (например, престижная недвижимость, зарубежные туристические круизы, некоторые услуги) должны стать более «дорогими», а средства труда, потребительские товары и услуги повседневного спроса должны быть доступными многим потребителям для приобретения и использования. На наш взгляд, в обществе должна быть разработана и публично утверждена стратегия государства в сфере ценообразования и регулирования цен (краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная). Обществу необходимо определиться, что оно хочет сделать с ценами на сырье и энергоносители (хлопок-сырец, природный газ, медь и др.), на продукцию субъектов естественных монополий, предприятий-монополистов, отдельные базовые товары (водные ресурсы, электроэнергия, железнодорожные и авиационные грузовые перевозки), потребительские товары и услуги первой необходимости (хлеб, мясо, сахар, растительное масло, отдельные лекарства, отдельные услуги ЖКХ), валютная и учетная политика в среднесрочной и долгосрочной перспективе. От этой стратегии во многом будет зависеть деятельность предприятий, домашних хозяйств и ожидания потребителей. В тех сферах, которые подпадают под государственное регулирование – должны быть созданы эффективные инструменты и осуществлен мониторинг их действия. Там, где функционируют свободные цены – не должно быть никакого административного государственного влияния на формирование их уровня. В настоящее время, регулирование ценообразования на отдельных монополистических рынках трудно назвать эффективным, что подтверждается периодическим ростом цен и невысоким качеством продукции товара (поставка электроэнергии, природного газа, хлеб из муки 1-го сорта, услуги ЖКХ и некоторые другие).
    В заключении хотелось бы отметить, что рыночные цены, прибыль, заработная плата, дивиденды должны стать главными инструментами и стимулами в развитии новой индустриальной экономики. Регулируемые цены и тарифы должны обеспечивать минимально допустимый уровень потребления, а также снижать риски для предпринимателей при использовании сырья, энергоносителей и других услуг. В этих условиях постепенная либерализация экономики, снижение барьеров для импорта, развитие конкуренции будет способствовать не банкротству предприятий (в особенности — крупных), а наоборот, их модернизации и росту конкурентоспособности. При таком подходе, на наш взгляд, снижение роли государства в экономике будет оправданно и эффективно.

    Thumb up 2 Thumb down 2
  6. Abdunazarova Nodira Ответить

    Уважаемый ARSEN ALIEV,
    Деятельность большинства минибанков в регионах регулируется головным офисом, находящимся в г. Ташкенте. Как правило, минибанки не могут самостоятельно принимать решение о выдаче кредитов. Это обусловлено самой природой работы коммерческого банка и его структурных подразделений. В силу объективных причин, головной офис не всегда может объективно оценить экономическую ситуацию, а также заемщиков в каждом районе страны. Поэтому обычно в других странах функционируют небольшие коммерческие банки, головной центр которых находится в конкретном регионе. Несомненно, нужно улучшать деятельность существующих 26 коммерческих банков республики. Однако, опыт Китая, Кореи и других стран показывает, что работы одних только универсальных банков, головные офисы которых находятся в столице, недостаточно. Нужно преодолевать проблемы недостаточного залогового обеспечения, недоступности кредитов для некоторых групп заемщиков в регионах. В этой связи, хочется отметить, что в республике в 2011 г. принят Указ Президента о создании Гарантийного Фонда развития предпринимательства. Хочется надеется, что этот фонд будет успешно работать.
    Касательно механизма рефинансирования, я надеюсь вы знаете, что это основной инструмент денежно-кредитной политики, по которому Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам, а те в свою очередь, используя полученные ресурсы, кредитуют предприятия и население. Активное использование этого механизма дает возможность более явного влияния процентной ставки на экономическую активность в республике.
    Селективная направленность фискальной политики, как я отмечала в своем комменте, это практика предоставления налоговых льгот для отдельных предприятий.

    Thumb up 3 Thumb down 2
  7. Baxtishod Ответить

    Индустриальная (промышленная) политика и роль государства в экономике определения присущие, в основном, развивающимся странам. Если речь идет о проблемах развития именно развивающейся страны, то следует учесть и вопросы качества госинститутов. Как фиксированный и низменный по существу показатель, именно его состояние формирует «рамочные условия» госвмешательства при переходе на новую индустриальную политику в среднесрочной перспективе.

    Даже если определить правильный пакет мер, все равно существует риск не выполнения своих функций со стороны определенный госорганизаций.

    В условиях развивающихся стран рычаги монетарной, фискальной политики и др. не эффективны, Так как большая доля неформального сектора создает альтернативу выбора участникам рынка.

    Thumb up 7 Thumb down 0
    • JayZee Ответить

      Как же быть тогда? :) Что предлагаете?

      Thumb up 2 Thumb down 0
  8. ARSEN ALIEV Ответить

    Уважаемая Нодира Абдуназарова, в названных Вами странах более выраженная региональная специфика. К тому же какие конкретные обоснованные выводы в пользу копирования данного опыта? Как показала практика, деятельность предлагаемых вами финансовых институтов не всегда оказывается эффективной. Об этом свидетельствует опыт создания кредитных союзов в Узбекистане, от которого пришлось отказаться впоследствии. Почему нельзя просто повысить самостоятельность региональных филиалов банков и дать им больше прав в области кредитования? На мой взгляд, в настоящее время существует достаточное количество финансовых учреждений и нет необходимости создавать новые, копируя зарубежный опыт.
    Что касается механизма рефинансирования то, мне кажется, что данный механизм используется Центральным банком, исходя из существующих условий. Недавнее снижение ставки рефинансирования тому пример. ЦБ рефинансирует комбанки только в исключительных случаях, при трудностях с ликвидностью, не в целях расширения кредитования экономики.

    Thumb up 4 Thumb down 4
  9. Sergey Kim Ответить

    По моему мнению предлагаемый автором подход ничем не отличается от существующих в стране реалий госуправления и не носит конструктивного характера. Его не конструктивность состоит в не учете компонента инновационности при реализации предлагаемой роли государства в новой индустриальной политике, фактически предлагается создать индустриальную экономику в эпоху глобального постиндустриального общества. Наиболее высокодоходным сектором в мировом распределении труда является именно иновация, но современные затраты на НИОКР для создания новых товаров могут позволить себе очень небольшое количество стран. Поэтому для ускоренного развития и перехода экономики страны в постиндустриальную фазу требуются нетривиальные решения в госуправлении.

    Thumb up 0 Thumb down 1
  10. Sardor AZAM Ответить

    За последние три десятилетия вклад индустрии услуг в глобальный рост был больше, чем вклад промышленности. При этом доля развивающихся стран в росте экспорта услуг была выше по сравнению с развитыми странами, и к тому же, быстрее рос их экспорт услуг, чем экспорт товаров. Это связано с более высокой добавленной стоимостью высокотехнологичных и инновационных видов услуг по сравнению с традиционным промышленным и сборочным производством. Вместе с тем, развитие индустрии услуг создало большее количество рабочих мест в мире, чем промышленность и сельское хозяйство. Бурное развитие сферы услуг в мире было обеспечено не только за счет традиционных услуг, как туризм, но и за счет новых видов современных услуг, как колл-центры.
    Более того, некоторые исследования показывают, что рост в сфере услуг больше коррелирован со снижением малообеспеченности, чем рост в сфере промышленности. Таким образом, специализация на предоставлении услуг сорсинга (обработка телефонных звонков, бухгалтерские, юридические, медицинские, программные услуги и т.д.) будет обеспечивать инклюзивный и социально-ориентированный рост экономики.
    Как нам кажется, с учетом географического расположения нашей страны, у которой нет прямого выхода к морю, и высокими издержками, связанными с внешней торговлей, индустриальная политика в Узбекистане должна также быть направлена на развитие рынка оказания сорсинговых услуг. Нам крайне важно в скором будущем перенять соответствующий опыт у таких стран как Индия, Израиль, Филиппины и т.д., и создать необходимую инфраструктуру, чтобы в последующем занять свою нишу в мировой индустрии сорсинга, обеспечивать высокие и устойчивые темпы роста национальной экономики, и что самое важное, создать многочисленные рабочие места.

    Thumb up 2 Thumb down 0
    • JayZee Ответить

      Золотые слова)) Увы, многие слишком помешаны на «промышленной» индустриализации, и считают, что для достижения таких же успехов, что и страны НИС первой и второй волны, нужно проделать тот же путь индустриализации. Тот же Родрик в одной из статей высказывает опасение, что Китай слишком рано стал деиндустриализироваться, то есть, рост промышленности стал уступать росту услуг.

      Мне кажется, это — заблуждение. В современной экономике высокая добавленная стоимость создаётся не только в промышленности, но и всё больше в секторе услуг. И, вообще, сегодня уже экономисты затрудняются прочертить четкую грань между сервисом и товаром, и не только потому, что реализация любого товара сопровождается рядом сопроводительных услуг…

      В общем, ставку надо делать как на развитие услуг, так и промышленности.

      Thumb up 1 Thumb down 0
  11. Рауф Ответить

    Необходимо не забывать о том, что ресурсная наделеность также играет роль при разработке промышленной политики. В целом известно, что ресурсная наделеность негативно влияет на институты, распределение талантов в экономике и экономический рост. И данные эффекты между собой взаимосвязаны.
    Так, в работе Sachs & Warner (1995), авторы пришли к выводу, что экспорт сырья отрицательно влияет на экономический рост. Используя межстрановую статистику за период 1970-1990 г. и контролируя вектор факторов экономического роста, авторы пришли к выводу, об устойчивости данного отрицательного эффекта. Однако, Torvik (2009) отмечает, что отрицательный эффект полученный в работе Sachs & Warner (2001) не является константой. Так, используя данные за 1970-1990 гг., автор вводит переменную, коэффициент при которой показывает, что высокий уровень качества государственных институтов позволяет нейтрализовать негативный эффект от экспорта сырья. Например, в 15 странах качество институциональной среды превышает пороговое значение, требуемое для преодоления парадокса ресурсного проклятия (например, Норвегия, Австралия, Малайзия).

    Отдельная группа эмпирических работ анализирует воздействие доходов от экспорта сырья и энергоносителей на потенциал госинститутов и человеческого капитала. Так в работе Pendergast et al. (2008), рост дохода от ренты нефти, газа и леса приводит к росту коррупции, что затем отрицательно влияет на индекс человеческого развития.

    Thumb up 1 Thumb down 1
  12. Рауф Ответить

    Остается важным вопрос, о том, какие механизмы перераспределения доходов от экспорта сырья и энергоносителей на укрепление потенциала госинститутов, человеческого капитала, развития обрабатывающего сектора промышленности?

    Thumb up 0 Thumb down 1

Оставить комментарий

*