Разработка промышленной политики в рамках структурной трансформации экономики

Опубликовано 14 Янв 2015

1

Национальной школой развития (NSD) Пекинского Университета и  Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам (UN DESA), 27-31 октября 2014 года был организован семинар-тренинг «Экономическое чудо Китая: уроки для Бангладеш и Узбекистана. Разработка промышленной политики в рамках структурной трансформации экономики» (более подробно см. на сайте ИПМИ).

 

Чепель С.В.

Опыт Китая, изученный в процессе подготовки и в ходе семинар-тренинга, будет широко использоваться в текущей деятельности института, включая работы по стратегии Узбекистан 2030.

При подготовке каких материалов он уже использован?

- по результатам командировки сотрудниками ИПМИ подготовлена аналитическая записка  «Роль промышленной политики в достижении высоких темпов экономического роста (на основе опыта КНР)» и направлена в Министерство экономики Республики Узбекистан.

-  при разработке научного отчета проекта макроэкономического анализа и прогнозирования за 2014 год;

-  при подготовке статей:

«Альтернативные сценарии развития и активизации новых факторов экономического роста на долгосрочную перспективу» (Чепель С.В.);

«Опыт устойчивого развития  Китая и возможности его использования в Узбекистане»  (Чепель С.В., принята в печать в журнал РДК).

Почему Китай? Это единственное из крупных государств мира, которому в относительно короткий исторический период удалось создать практически новую, современную  экономику,  обеспечить в последние три десятилетия самые высокие в мире темпы экономического роста, ликвидировать самую большую в мире армию безработных (около 700 млн.чел.),   выйти на первое место в мире  по внешнеторговому обороту, промышленному производству, размеру экономики.  Примечательно и то, что все эти результаты были достигнуты вопреки всем канонам неоклассической экономической теории, типовым рекомендациям МВФ и других международных организаций.

Чем ценен опыт Китая? Прежде всего тем, что он позволяет обосновать перспективные для новых источников и факторов устойчивого роста Узбекистана направления реформирования экономики и совершенствования проводимой  экономической политики.

Своих результатов Китай достиг во многом благодаря новой структурной (промышленной) политике. Вместе с тем, далеко не все страны, которые проводили активную промышленную политику, добились повышения темпов и устойчивости экономического роста. Активная промышленная политика во многих случаях была сведена к развитию капиталоемких производств добывающей промышленности и государственной поддержке недостаточно жизнеспособных отдельных  предприятий перерабатывающей промышленности. Определенное оживление экономики на начальном этапе реализации такой стратегии при попытках ее продолжения в долгосрочном периоде приводило к снижению макроэкономической эффективности, а избыточное государственное вмешательство в экономику – к перетоку труда и капитала из легального в теневой сектор экономики.

По мнению известного и авторитетного китайского экономиста Джастина Лина, причинами неудач активной промышленной политики в этом случае стало «…невнимание к потенциальным конкурентным преимуществам, которыми располагает страна, а также приоритет капиталоемких отраслей добывающей промышленности при проведении государственной инвестиционной политики, высокий уровень протекционизма и поддержка нежизнеспособных предприятий».

Вопросы для дискуссии:

-  какими главными конкурентными преимуществами располагает Узбекистан в сопоставлении со странами основными торговыми партнерами?

-  каковы должны быть приоритеты промышленной политики в Узбекистане с учетом исторического опыта Китая и других развивающихся стран мира (акцент на использование богатых природно-минеральных ресурсов, инновационное развитие, транзитный потенциал и сфера услуг, сектор обрабатывающей промышленности и ресурсосбережение, экологически чистые продукты питания, туристический сектор и т.д. )?

- какие новые (динамические, приобретенные) конкурентные преимущества возможно создать в Узбекистане в ближайшие годы?

-  как поддерживать финансово-неустойчивые, но потенциально перспективные предприятия, насколько применим здесь опыт Китая (предоставить масштабные налоговые льготы и определить срок их действия, предоставлять льготные кредиты или применять иные формы господдержки)?

-   какие условия и инструменты необходимы для встраивания крупных отечественных корпораций в глобальные технологические цепочки создания добавленной стоимости?

-   как развивать  конкурентоспособный промышленный малый бизнес, чтобы  на его основе появлялись современные средние предприятия и повышался уровень технологического развития всей экономики (в Китае большинство крупных компаний, ставших одними из лидеров на мировом рынке, сформировались на основе успешных малых частных фирм и предприятий)?

 

  
  1. Baxtishod Ответить

    Традиционно считается, что Узбекистан имеет относительные конкурентные преимущества в таких сферах, как производство хлопка, добыча газа, цветная металлургия, производство удобрений и отдельных видов химической продукции, овощей и фруктов.
    Процесс поиска «скрытых» сравнительных преимуществ страны требует учета множество факторов. Среди них –особенности сложившейся экономической политики, основанной на своих традициях принятия решений, уровень производительности отечественных товаропроизводителей, величина транспортных издержек для различных товаров и рынков сбыта, цены факторов производства и т.д.
    В этих условиях Узбекистану необходимо:

    1. Укрепление инвестиционного климата с целью эффективного привлечения инвестиционных ресурсов, в частности сбережения домохозяйств и ПИИ в перерабатывающие отрасли экономики (наукоемкие производства конечной продукции с большой долей сборочных и наладочных работ) и создание новых перспективных отраслей с учетом последних тенденций развития мировой экономики;
    2. Более полное использование новых возможностей, открывающихся с распространением интернета и новых информационных технологий. Развитие интернета уже повлияли на международную интеграцию, что приводит к растущей торговле информацией и технологиями, услугами аутсорсинга, и миграции высококвалифицированных специалистов. Влияние этих изменений, в какой то степени вытесняют старые формы интеграции, что открывает новые возможности и для Узбекистана с точки зрения смягчения территориальных ограничений интеграции на мировой рынок. С учетом этого необходимо дальнейшее развитие современных видов услуг с целью создания условий для дальнейшей интеграции в мировой рынок услуг.

    Thumb up 3 Thumb down 0
  2. Sergey Kim Ответить

    ИМХО сам рынок должен определить наличие «скрытых» сравнительных преимуществ страны, для этого должны быть созданны зоны минимального вмешательства государства в экономику, а именно полноценные СЭЗ , которые и определят будущее.

    Thumb up 2 Thumb down 0

Оставить комментарий

*