Индекс покупательского спроса населения узбекистана

IPS_2013В июне 2013г. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике во всех регионах Республики провел очередной опрос домашних хозяйств. По его результатам, Институтом прогнозирования и макроэкономических исследований произведен расчет Индекса покупательского спроса – показателя, определяющего активность населения в текущих и ожидаемых покупках.

Текущий ИПС во 2 квартале 2013 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года вырос на 5 пунктов и составил 148 , что свидетельствует об устойчивом росте благосостояния населения.

Ожидаемый Индекс покупательского спроса в предстоящие 6 месяцев (июль-декабрь 2013г.) по результатам опроса составил 149, что говорит о наличии высокой степени оптимизма населения в части увеличения потребления товаров и услуг в ожидаемом периоде.

По результатам сравнительного поквартального факторного анализа тенденций изменения текущего и ожидаемого спроса потребителей сделаны следующие выводы:

1. Важнейшими факторами, определяющими динамику потребительского спроса во 2 квартале 2013 года стали: а) устойчивый экономический рост, меры правительства по поддержанию умеренного роста потребительских цен, повышение реальных доходов населения; б) рост инвестиционной активности населения в виде строительства и ремонта жилья; в) наличие потенциальной потребности населения в отдельных видах товаров длительного пользования.

2. Во 2 квартале 2013 года наблюдался наибольший текущий спрос на продукты питания 170, на услуги – 154, товары повседневного пользования – 141, стройматериалы – 136, товары длительного пользования – 134. По сравнению с 2 кварталом 2012 года спрос увеличился по всем компонентам, лишь на продукты питания сохранился на том же уровне.

3. Повышается качество питания населения. Наибольший текущий спрос наблюдался на мясомолочную продукцию (162), муку и хлебобулочные изделия (157), яйца и кондитерские изделия (151), растительное масло, овощи и фрукты (149). Высокий спрос поддерживался за счет реализации государственных программ по расширению и развитию пищевой промышленности, производства и переработке мясомолочной, плодоовощной продукции и винограда. В последующие 6 месяцев ожидается увеличение спроса преимущественно на яйца, рыбу и морепродукты, безалкогольные и алкогольные напитки.

4. Во втором полугодии 2013 г. по оценкам домохозяйств, произойдут позитивные сдвиги в структуре их потребления в сторону увеличения покупок непродовольственных товаров и услуг. Ожидаемый индекс спроса на товары повседневного спроса возрос на 10 п., товары длительного пользования — на 8 п., услуги — на 8 п., стройматериалы — на 2 п.

5. Принимаемые меры по сбалансированному стимулированию внутреннего спроса и всемерной поддержке развития отечественных производителей услуг обеспечили сдвиги в структуре потребительского спроса на услуги. По результатам текущего опроса возрос спрос домохозяйств на услуги транспорта (на 8 п. по сравнению со 2 кварталом 2012 года) и мобильной связи (13 п.), услуги по организации семейных мероприятий (12 п.) и отдыха (11 п.), бытовые услуги (10 п.), интернет услуги (8 п.), медицинские (4 п.) и образовательные услуги (5 п.).

6. В предстоящие 6 месяцев домохозяйства планируют увеличить расходы по всем видам услуг, в частности 52% опрошенных семей планируют увеличить свои расходы на услуги мобильной связи и транспорт, 47% — на услуги по организации семейных мероприятий и отдыха, 30% — на образовательные и 26% — на медицинские услуги, 21% — на бытовые услуг, и столько же на услуги интернета. Расходы на услуги международного транспорта по текущему опросу собираются увеличить 17% респондентов (8% во 2 квартале 2012 года). Вместе с тем, принятые меры по упорядочению реализации услуг международных перевозок могут в ближайшей перспективе способствовать существенному сокращению потребительского спроса на услуги международного воздушного транспорта, услуги туризма и отдыха.

7. По результатам обследований в декабре 2012 г. и в июне 2013г. проведена оценка соответствия ожидаемого спроса и фактических покупок и определена высокая степень предсказания домохозяйств, а также их материальные возможности удовлетворить свои потребности. По данным оценкам респонденты имели максимальную точность в планировании своих будущих расходов по продовольственным товарам и товарам повседневного спроса. По товарам длительного пользования, стройматериалам и услугам потребители по факту превысили свои ожидания/планы.

8. Потенциальная потребность населения по отдельным видам дорогостоящих товаров длительного пользования, в частности потребность в автомобилях, мебели, кухонного оборудования удовлетворяется частично. Расширить текущий спрос на эти товары позволит как дальнейшее развитие потребительского кредитования, так и повышение финансовой грамотности населения.

1 Ранжирование: 0-50 (крайне пессимистическое настроение), 51-100 (умеренный пессимизм), 101-130 (умеренный оптимизм), 131-160 (оптимизм среднего уровня), 161-200 (высокий уровень оптимизма).

Оставить комментарий

*