Институт прогнозирования и макроэкономических исследований создан  в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 29 мая 2018 года № ПП-3752 в целях осуществления углубленных макроэкономических исследований, создания прочной научно-методологической базы прогнозирования макроэкономических показателей и выработки предложений, служащих основой для обоснования перспектив социально-экономического развития, модернизации и структурных преобразований экономики страны, достижения долгосрочной макроэкономической стабильности.

Основные задачи и направления деятельности Института:

  • формирование научно-методологических основ системы стратегического планирования и разработки концепций, комплексных, целевых, отраслевых и территориальных программ, направленных на обеспечение социально-экономического развития страны на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды в условиях либерализации экономики, повышения интеллектуального, технологического и инновационного потенциала страны в целях повышения благосостояния населения;
  • разработку на основе передового зарубежного опыта современного инструментария прогнозного моделирования, оценку влияния мер макроэкономической политики на развитие национальной экономики, отдельных ее сфер и территорий;
  • участие в разработке стратегии структурных преобразований в экономике, направленной на повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, эффективности внешнеэкономической деятельности, подготовку предложений по важнейшим направлениям модернизации и диверсификации экономики страны;
  • подготовку научно обоснованных предложений по дальнейшему углублению реформирования и либерализации экономики, обеспечению приоритетной роли частной собственности, широкому внедрению рыночных методов и механизмов управления экономикой;
  • участие в разработке стратегий и программ комплексного и сбалансированного социально-экономического развития регионов, предусматривающих сокращение межрегиональных диспропорций в экономике за счет эффективного использования инвестиционного и ресурсного потенциала территорий, дальнейшего стимулирования развития малого бизнеса, инновационного предпринимательства и улучшения инвестиционного климата;
  • подготовку предложений по стратегическим направлениям внедрения передовых ресурсосберегающих и инновационных технологий, повышению энергоэффективности экономики, внедрению и развитию возобновляемых источников энергии;
  • содействие в разработке методологических основ формирования государственного резерва и стратегии продовольственной безопасности страны;
  • формирование среднесрочных и долгосрочных прогнозов демографического развития с последующей разработкой прогнозных балансов трудовых ресурсов, а также инновационных мер и механизмов, направленных на расширение спектра предоставляемых социальных услуг населению;
  • проведение системного анализа различных составляющих уровня и качества жизни, динамики благосостояния населения, в том числе размеров и источников его доходов, структуры потребительских расходов;
  • осуществление расчетов минимальной потребительской корзины и прожиточного минимума с последующей выработкой предложений по обеспечению дальнейшего роста покупательской способности населения;
  • широкое обсуждение результатов экономических реформ в средствах массовой информации и научных публикациях, в ходе конференций, «круглых столов» и семинаров с привлечением отечественных и зарубежных экспертов, представителей бизнес-кругов.

 

В процессе реализации научно-исследовательской деятельности Институт:

  • на постоянной основе взаимодействует со структурными подразделениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Центральным банком Республики Узбекистан;
  • совместно с центральными экономическими органами республики, заинтересованными министерствами и ведомствами разрабатывает концептуальные подходы по направлениям проведения научных исследований в сфере макроэкономики и социально-экономического развития;
  • осуществляет системные исследования и обработку соответствующей информации с помощью современных средств вычислительной техники и программ;
  • подготавливает и издает информационно-аналитические и другие материалы по основным направлениям деятельности Института;
  • организует проблемно-целевые дискуссии, «круглые столы», конференции, симпозиумы с участием научных сотрудников Института, ученых и специалистов республики и зарубежных стран;
  • участвует в работе международных конференций, симпозиумов, семинаров по профильным проблемам Института;
  • устанавливает, развивает и укрепляет научные и деловые связи с зарубежными научно-исследовательскими, консультационными и учебными Центрами, заключает с ними договоры о сотрудничестве.

В своей деятельности Институт подочетен Министертсву Экономики Республики Узбекистан. Функции по координации и управлению научной и практической деятельности Института прогнозирования и макроэкономических исследований непосредственно возложены на Министерство экономики Республики Узбекистан.

Высшим органом Института является Ученый совет, в состав которого входят директор и заместители директора Института, ведущие специалисты и ученые, а также высокопрофессиональные специалисты Кабинета Министров, министерств и ведомств республики.

На заседаниях Ученого совета обсуждаются программы и планы научно-исследовательских работ, заслушиваются отчеты руководителей исследовательских проектов о ходе и результатах проведенных работ, дается оценка результатам и качеству проведенных исследований, принимаются решения по другим важнейшим вопросам научной и административной деятельности Института.