Потенциальные эффекты для Узбекистана от вступления в ЕАЭС




 

Евразийский Банк Развития (ЕАБР) оценил потенциальные эффекты от интеграции Республики Узбекистан с Евразийским экономическим сообществом (ЕАЭС) и отметил перспективные направления сотрудничества действующих стран-членов Союза с Узбекистаном.

Справочно: Евразийский экономический союз — это международная организация региональной экономической интеграции, который обеспечивает свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проводит скоординированную, согласованную и единую политику в отраслях, определенных Договором и международными соглашениями в рамках Союза. Государствами-членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. Союз создан для всесторонней модернизации, повышения конкурентоспособности национальных экономик и сотрудничества между ними, а также для содействия стабильному развитию в целях повышения уровня жизни народов стран-участниц.

Оценки экспертов

По оценкам экспертов ЕАБР, полноценная интеграция Узбекистана с ЕАЭС обеспечит увеличение потенциального ВВП страны на 1,4–1,7 п.п. в долгосрочной перспективе. Усиление инвестиционной активности и накопление капитала обеспечат 0,7 п.п. этого увеличения. Создание новых рабочих мест добавят еще 0,2 п.п. Рост производительности факторов производства за счет трансфера технологий и повышения конкуренции национальных производителей вследствие притока прямых иностранных инвестиций обеспечит еще 0,5–0,8 п.п. В итоге темп прироста потенциального ВВП Узбекистана после вступления в ЕАЭС может повыситься до 6,9–7,2%.

Эффективная реализация инвестиционного потенциала Узбекистана на основе углубления кооперации со странами-членами ЕАЭС окажет содействие экономическому развитию Узбекистана. Согласно оценкам экспертов потенциальный объем инфраструктурных инвестиций ЕАЭС в Узбекистан может составлять 1-1,5 млрд. долл. ежегодно, это в свою очередь обеспечит дополнительные 0,3-0,4 п.п. прироста ВВП страны в год.

После присоединения к ЕАЭС доступ к единому рынку труда со свободным передвижением рабочей силы и улучшение условий пребывания трудовых мигрантов будут способствовать дополнительному притоку в страну денежных поступлений в размере 1,5–2 млрд. долл. в среднем в год. Это даст дополнительный вклад в ежегодный прирост ВВП в размере 0,3–0,4 п.п.

Увеличение объемов экспортных поставок товаропроизводителями Узбекистана не только в России, но и во всех странах-участницах ЕАБР обеспечит рост экспорта республики в страны-участницы ЕАБР на 1,2 млрд. долл.

Методы оценки

 Для оценки потенциального влияния вступления Узбекистана в ЕАЭС на капитал применялся подход «разности-в-разностях». В качестве исходных данных использовались оценки запаса капитала в постоянных ценах и численность занятых в экономике, представленные в Penn World Table 10.0 (Feenstra, Inklaar, Timmer, 2015). Капиталовооруженность рассчитывалась посредством деления капитала на число занятых.

Средний темп прироста капиталовооруженности рассчитывался для двух групп стран (страны – члены ЕАЭС и страны – не члены ЕАЭС) и для двух периодов (2010–2014 гг. и 2015–2019 гг.). К группе стран – членов ЕАЭС отнесены Армения и Кыргызстан, а к группе стран – не членов ЕАЭС – Азербайджан, Грузия, Молдова, Украина, Таджикистан и Узбекистан.

Разделение периодов обосновывается формированием ЕАЭС в 2015 г. Среднегодовой темп прироста капиталовооруженности для стран первой группы в первом периоде составил 2,7%, во втором – 4,2%. Для стран второй группы – 1,9 и 2,2% соответственно. Разница в изменениях среднегодового прироста между группами (1,3 п.п.) интерпретировалась как эффект вступления в ЕАЭС на капитал.

Применение параметра эластичности ВВП по капиталу для Узбекистана (0,57, расчет на основе данных Penn World Table 10.0) позволило оценить потенциальный эффект капитала на изменение роста ВВП Узбекистана при его вступлении в ЕАЭС (+0,7 п.п.). Для расчета вклада труда использовалась полученная на основе исследования ЕАБР (ЦИИ ЕАБР, 2013) эластичность изменения ВВП по накоплению капитала через вовлечение дополнительных трудовых ресурсов. В исследованиях ЦИИ ЕАБР (2013; 2020) сделан вывод, что вступление Таджикистана в Таможенный союз/ЕАЭС может привести к увеличению на 0,5 п.п. вклада общефакторной производительности в рост ВВП.

Эта оценка может использоваться и в качестве отправной точки для Узбекистана. Кроме того, согласно данным Penn World Table 10.0, среднегодовой рост общефакторной производительности в Армении и Кыргызстане составил 2,7% в 2015-2019 гг. при соответствующем увеличении капиталовооруженности на 4,2%. Применяя подобное соотношение роста производительности и капиталовооруженности для Узбекистана, приходим к предположению, что вклад общефакторной производительности в рост ВВП Узбекистана может увеличиться на 0,8 п.п. после его полной интеграции с ЕАЭС.

Влияние интеграции на приток денежных поступлений рассчитано на основе результатов оценки эконометрической модели (панельная регрессия с фиксированными эффектами по странам). Зависимой переменной в модели является динамика денежных переводов (использовались данные для Кыргызстана и Армении), которая объясняется такими факторами, как темп прироста реального ВВП России, инерция денежных переводов и фиктивная переменная, характеризующая вступление в ЕАЭС (принимает значение «0» в периоде 2010–2015 гг. и «1» в периоде 2016–2019 гг.). Результаты оценки описанной модели показывают, что коэффициенты эластичностей по объясняющим переменным статистически значимы и модель объясняет до 70% волатильности денежных переводов в выбранных странах. На основании этих результатов дополнительный годовой темп прироста долларовых денежных переводов после вступления в ЕАЭС оценивается на уровне 4,8 п.п. По расчетам авторов доклада, это соответствует увеличению притока денежных переводов на 1,5–2 млрд долл. в среднем за год после вступления Узбекистана в ЕАЭС.

 

Какие же потенциальные эффекты возможны для Узбекистана?

Углубление сотрудничества со странами – участницами Евразэс положительно скажется на следующих направлениях:

  • прирост потенциального ВВП;

  • усиление инвестиционной активности и накопление капитала;

  • создание новых рабочих мест и вовлечение в производство трудовых ресурсов;

  • рост производительности факторов производства за счет трансфера технологий;

  • повышение конкуренции национальных производителей;

  • увеличение экспорта и усиление позиций во внешней торговле;

  • дополнительный приток в страну денежных поступлений от трудовых мигрантов.

Узбекистан имеет высокий инвестиционный потенциал, который используется далеко не в полной мере. Потенциальный объем инфраструктурных инвестиций из ЕАЭС в Узбекистан оценивается в 1–1,5 млрд долл. ежегодно. Это обеспечит дополнительные 0,3–0,4 п.п. прироста реального ВВП республики в год. Углубление кооперации со странами – членами ЕАЭС окажет содействие экономическому развитию Узбекистана.

Республика является привлекательной для расширения бизнеса и направления прямых иностранных инвестиций из действующих стран – членов Союза благодаря наличию природных и человеческих ресурсов, а также производственной базы. Привлечение инвестиций и переток технологий будут способствовать увеличению производительности труда Узбекистана – как вследствие обновления физической инфраструктуры, так и вследствие внедрения новых технологий.

В.н.с. Маджидов Б., с.н.с. Суннатуллаев Э.

Проект по вопросам стратегического планирования и разработки прогнозов макроэкономических параметров

232