Реформирование сельского хозяйства в Узбекистане

 

Дарья Ильина, руководитель проекта, Институт прогнозирования и макроэкономических исследований

 

Аннотация:

В статье приведен обзор проводимых аграрных реформ в Узбекистане. Рассмотрены вопросы либерализации аграрного сектора, создания кластерной системы, формирования многопрофильных фермерских хозяйств, а также принятые меры по поддержке экспортеров плодоовощной продукции.

 

Ключевые слова:

сельское хозяйство,  реформы, либерализация, кластеры, многопрофильные фермерские хозяйства, экспорт, плодоовощная продукция.

 

Сельское хозяйство в Узбекистане - одна из ведущих отраслей экономики, обеспечивающая более 28% валового внутреннего продукта страны, почти 28% занятости и выпускающая социально значимые товары - продовольствие для населения и сырье для промышленности. Перспективы развития, экономическое и финансовое состояние многих отраслей промышленности республики, таких, как хлопкоочистительная, текстильная, легкая, пищевая, химическая промышленность и другие, а это около половины всего промышленного потенциала, непосредственно зависят от сельского хозяйства. Многие исследователи подчеркивают важность развития данного сектора и его влияние на социально-экономический рост в целом. Так, например, исследователи FAO пришли к заключению, что рост в сельском хозяйстве, больше, чем в любом другом секторе экономике позволяет снизить уровень бедности, играя роль мультипликатора [1]. В данном докладе было выявлено, что каждый процент экономического роста в аграрной сфере эквивалентен 1,5%-ному снижению общего уровня бедности.

Мировое сельское хозяйство становится все более зависимым от рыночной конъюнктуры, тогда как раньше оно развивалось в основном под действием политики протекционизма. Таким образом, развивающиеся страны получают сейчас возможность воспользоваться преимуществами инвестиций и получить экономические выгоды, учитывая рост спроса на продовольствие в этих странах, потенциал к росту производства и сравнительные преимущества на многих мировых рынках. Соответственно, устойчивое развитие и модернизация сельского хозяйства - ключевой приоритет любой макроэкономической стратегии развития страны, нацеленной на экономический рост и повышение уровня благосостояния населения.

С первых дней независимости в Республике Узбекистан последовательно осуществляется продуманная стратегия развития сельского хозяйства, направленная на обеспечение продовольственной безопасности страны. Основными важными направлениями государственной политики в сфере сельского хозяйства в период 1991-2016 годов стали:

- изменение структуры посевных площадей, сокращение почти в 2 раза посевов хлопчатника в пользу зерновых культур. В результате Узбекистан, который ранее импортировал более 80% потребности в зерне, обрел зерновую независимость;

- ликвидация государственных и коллективных сельскохозяйственных предприятий и создание фермерских хозяйств, обеспечивающих рост производительности труда на основе современных агротехнологий;

- диверсификация отраслей аграрного сектора, развитие картофелеводства, виноградарства, пчеловодства, птицеводства и рыбоводства;

- расширение системы льготного кредитования сельскохозяйственного производства;

- создание системы технического обслуживания фермерских и дехканских хозяйств, а также поставки для их нужд необходимых материально-технических ресурсов (ГСМ, химические удобрения, биологические и химические средства защиты растений, семена);

- формирование системы логистики для хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции, а также ее промышленной переработки.

Однако, к концу 2016 года дальнейшее развитие сельского хозяйства было под угрозой, так как прежние источники роста себя исчерпали, и оно натолкнулось на ряд барьеров, таких как монополия на экспорт продукции, регулирование экспортных цен, осуществление закупок сельхозпродукции в рамках госзаказа по несправедливым для сельхозпроизводителей ценам и др. После избрания на должность Президента Республики Узбекистан, Ш. М. Мирзиёев стал постепенно проводить реформы по либерализации как экономики в целом, так и аграрного сектора в частности.

В 2017 году в сельском хозяйстве Узбекистана появилось новое направление - кластерная система. Развиваются кластеры самого разного направления: хлопково-текстильные, плодоовощные, семеноводческие, зерновые, мясо-молочные и т. д. Главная цель создания кластеров - формирование единой цепи, объединяющей все процессы производства готовой продукции – от выращивания сырья до его переработки и изготовления конечного продукта. Конечно, стоит отметить, что данная система только налаживается и есть проблемы в отдельных звеньях цепи, но перспективы ее дальнейшего развития позволят наиболее эффективно использовать производственный потенциал сельского хозяйства Узбекистана.

Также с 2017 года активно начал происходить процесс преобразования фермерских хозяйств в многопрофильные.

Под многопрофильным фермерским хозяйством понимается фермерское хозяйство, которое наряду с производством сельскохозяйственной продукции занимается переработкой, хранением и реализацией сельскохозяйственной продукции, промышленным производством, выполнением работ, оказанием услуг и другими видами деятельности, не запрещенными законодательством [2]. Создание многопрофильных фермерских хозяйств является основным фактором обеспечения стабильной социальной и экономической обстановки в сельской местности, обогащения рынков республики необходимыми потребительскими товарами и услугами [3]. На основе широкомасштабного развития многопрофильных фермерских хозяйств можно частично решить острую социальную проблему – обеспечение постоянной занятости населения. До конца 2021 года все фермерские хозяйства должны перейти к многопрофильной системе [4].

В 2019 году утверждена «Стратегия развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020 - 2030 годы», которая охватывает следующие стратегические приоритеты: обеспечение продовольственной безопасности населения; создание благоприятного агробизнес-климата и цепочек добавленной стоимости; снижение роли государства в управлении сферой и повышение инвестиционной привлекательности; обеспечение рационального использования природных ресурсов и охрана окружающей среды; развитие современных систем государственного управления; поэтапная диверсификация государственных расходов в поддержку сектора; развитие науки, образования, систем информационных и консультационных услуг в сельском хозяйстве; развитие сельской местности; разработка прозрачной системы отраслевой статистики [5]. В ее рамках предполагается до 2030 года достижение следующих основных показателей:

  • освоение 1,1 млн га сельскохозяйственных земель, повышение эффективности использования 535,6 тысячи гектаров богарных, пастбищных и других земель;

  • рост средней производительности труда в сельском хозяйстве в 1,7 раза (до 6,5 тыс. долл. США на одного занятого в год);

  • увеличение показателя переработанной продукции до 30%;

  • увеличение экспорта до 20 миллиардов долларов.

Благодаря проведенным реформам, валовая продукция сельского хозяйства за 2017–2020 годы выросла на 6,8%. Среднегодовые темпы прироста производства продукции за анализируемый период составили около 1,7%.

Существенные успехи достигнуты в росте производительности труда в отрасли. Только за 2017-2019 годы добавленная стоимость сельского хозяйства в расчете на 1 занятого возросла на 7,0%, превысив в 2019 году среднемировой показатель на 60%.

В рамках Стратегии развития сельского хозяйства в аграрной отрасли ускоренно проходит процесс либерализации. С 15 октября 2019 года в Узбекистане прекращено государственное регулирование цен на муку, которое продолжалось с 1994 года. Реализация муки по рыночным ценам обеспечивает эффективное распределение ресурсов и конкуренцию на рынках с учетом интересов как производителей, так и потребителей. Данный механизм повысил заинтересованность мукомольных комбинатов и обеспечил их финансовыми возможностями для модернизации производственных мощностей, что служит улучшению качества, увеличению объемов продукции и повышению производительности труда.

С урожая 2020 года государственный заказ на зерновые сокращен на 25%, а начиная с урожая 2021 года полностью отменена практика установления государством закупочных цен на зерно [6].

Также с урожая 2020 года была отменена практика установления закупочных цен на хлопок-сырец и производителям хлопка-сырца (фермерским хозяйствам, хлопково-текстильным кластерам, кооперациям) предоставлено право свободного сорторазмещения районированного хлопчатника [7]. В хлопководстве активно проводится механизация отрасли, заменяющая ручной труд.

Отдельно стоит оставновиться на процессе проведения реформы по либерализации экспорта плодоовощной продукции.

В июне 2017 года, по инициативе Президента Ш. М. Мирзиёева, компания АО «Узагроэкспорт» лишилась монополии на поставку за рубеж плодоовощной продукции [8]. В результате с 1 июля 2017 года субъектам предпринимательства было разрешено осуществлять экспорт свежей плодоовощной продукции, винограда и бахчевых культур на основе прямых договоров на условиях 100%-й предварительной оплаты и продажи в обязательном порядке 25% своей валютной выручки. Последнее требование было отменено в июле 2017 года в целях дальнейшего стимулирования национальных экспортеров [9].

Практика установки АО «Узагроэкспортом» рекомендуемых минимальных цен для заключения экспортных договоров являлась изначально неправильной. В результате того, что АО «Узагроэкспорт» не разрешала фермерам продавать урожай ниже установленных цен, продукция зачастую просто выбрасывалась. Президент Узбекистана Ш.М. Мирзиёев в августе 2018 года [10] принял верное решение отменить эту практику и было разрешено заключать экспортные контракты на плодоовощную продукцию в свежем и переработанном виде по ценам ниже опубликованных АО «Узагроэкспорт» с соответствующим инвойсом при таможенном оформлении.

Следующим шагом по повышению эффективности продвижения плодоовощной продукции на внешние рынки являлось разрешение экспорта юридическими лицами в отсутствии предоплаты, открытия аккредитива, оформления гарантии банка и страхового полиса от политических и коммерческих рисков по экспортному договору, согласно установленному в октябре 2018 года порядку [11].

Правительство во главе с Президентом Республики Узбекистан
Ш.М. Мирзиёевым создало беспрецедентную систему поддержки экспортеров плодоовощной продукции, которой не существовало ранее в Узбекистане [12].

В частности, Государственный фонд поддержки развития предпринимательской деятельности начал предоставлять экспортерам компенсации на покрытие процентных расходов по предэкспортным кредитам коммерческих банков, в т.ч. выданным для пополнения оборотных средств, до ставки рефинансирования ЦБ Республики Узбекистан. Также экспортерам стали предоставляться поручительства по кредитам коммерческих банков в размере до 50% включительно от суммы предэкспортного кредита, но не более чем на 4 млрд. сумов.

Впервые за годы независимости экспортерам плодоовощной продукции стали предоставлять субсидии на компенсацию до 50% затрат на транспортировку железнодорожным транспортом при экспорте плодоовощной продукции в страны дальнего зарубежья. Однако это было не очень эффективно, так как поставки этим видом транспорта осуществлялись редко и в небольших объёмах. Поэтому в дальнейшем субсидирование транспортировки экспорта расширили на поставку продукции автотранспортом и авиатранспортом [13].

Стала применяться защита экспортной деятельности [14], на которую Государственному фонду поддержки развития предпринимательской деятельности было выделено до 50 млрд. сумов. Фонд покрывает процентные расходы по предэкспортным кредитам и поручительствам по кредитам коммерческих банков.

В конце 2020 года Правительство дополнительно расширило содействие экспортерам плодоовощной продукции. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 декабря 2020 года № 826 [15] был внедрен порядок, согласно которому экспортерам предоставляется покрытие расходов в следующих размерах:

  • в сфере внедрения стандартов и получения сертификатов соответствия – 100%, но не более $20 000 за внедрение одного международного стандарта и получение одного сертификата;

  • в сфере проведения презентаций и рекламных компаний по продвижению местной продукции и брендов на зарубежные рынки – 100%, но не более $20 000 в календарный год для одного экспортера;

  • в сфере участия в международных тендерах и конкурсах – 100%;

  • регистрация отечественной продукции и торговых знаков в зарубежных уполномоченных органах – 100%, но не более $10 000 на одного экспортера;

  • в сфере организации бизнес-семинаров, тренингов, торговых миссий и бизнес-форумов с привлечением специалистов местных и зарубежных компаний на территории Узбекистана – 100% от фактических затрат;

  • в сфере участия в бизнес-семинарах, тренингах, торговых миссиях и бизнес-форумах в зарубежных странах – 100% без ограничения суммы по фактическим затратам;

  • в сфере участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях – 100% без ограничений суммы по фактическим затратам;

  • отправка для ознакомления образцов продукции в зарубежные торговые дома и шоу-румы, в том числе помощь в поиске потенциальных покупателей, посредством дипломатических представительств Узбекистана за рубежом – 100%, но не более $2 000 в календарный год для одного экспортера.

В 2020 году в мире была объявлена пандемия COVID – 19. В рамках мер по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений сельхозпроизводителям была оказана существенная поддержка. В частности, ставки налога за пользование водными ресурсами по объемам, используемым для орошения сельскохозяйственных угодий, были снижены на 50% [16], а также был перенесен срок уплаты земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения с 1 сентября на 1 декабря 2020 года [17].

Источник: расчеты на основе данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.
Рис. 1. Рост производства продукции сельского хозяйства за 2017-2020 гг., в % (2016=100%)

За счет Антикризисного фонда при Министерстве финансов Государственному фонду содействия занятости в 2020 году были выделены средства в размере 50 млрд сумов для финансирования повышения эффективности приусадебных земельных участков, а также выделения субсидий безработным, малообеспеченным и бедным семьям на уплату взносов за членство в сельскохозяйственных кооперативах [18]. Субсидии начали предоставлять с 20 мая 2020 года в следующих размерах:

а) на основании трехсторонних договоров, заключенных между центром содействия занятости населения, организациями-поставщиками и владельцами приусадебных земель: до 30-кратной базовой расчетной величины[1] — на установку теплиц легкой конструкции; до 10-кратной базовой расчетной величины — на приобретение средств орошения; до 3-кратной базовой расчетной величины — на закупку семян и саженцев;

б) до 10-кратной базовой расчетной величины — для внесения в качестве вклада в уставный фонд сельскохозяйственных кооперативов.

Источник: данные World Bank.
Рис. 2. Динамика добавленной стоимости сельского хозяйства на 1 занятого в отрасли за 1991-2019 гг., в долл. США (в ценах 2010г.)

В сфере земельных отношений в ближайшие годы также ожидаются серьезные изменения. Первым шагом к реформированию прав использования земель сельскохозяйственного назначения был сделан уже в сентябре 2020 года путем внедрения механизма субаренды в целях выращивания сельскохозяйственной продукции, что позволит наиболее эффективно использовать ценные земельные ресурсы [19]. Срок субаренды составляет до одного года.

Таким образом, в 2017-2020 годах в сельском хозяйстве Узбекистана были проведены грандиозные реформы, результаты которых уже позволили обеспечить устойчивый рост отрасли и повысить ресурсоэффективность. В перспективе же они послужат наиболее полному задействованию имеющегося потенциала республики в сельскохозяйственном развитии и выведению Узбекистана в число мировых лидеров по производству и экспорту агропродовольственной продукции.

 

Источники и литература:

  1. ФАО. Аналитический доклад «Положение дел в области продовольствия и сельского хозяйства: инвестирование в сельское хозяйство ради улучшения будущего» Продовольственная и сельскохозяйственная Организация Объединённых наций Рим, 2012 г.

  2. Закон Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 года «О фермерском хозяйстве» (в редакции Закона Республики Узбекистан от 18 апреля 2018 года № ЗРУ-476 — Национальная база данных законодательства, 19.04.2018 г., № 03/18/476/1087)

  3. Курбанова Д., Ильина Д. “Сила многопрофильных” Газета «Правда Востока» №99 (28810) 24 мая 2018г. с 2.

  4. Указ Президента Республики Узбекистан от 09 октября 2017 г. № УП-5199 «О мерах по коренному совершенствованию системы защиты прав и законных интересов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, эффективного использования посевных площадей сельского хозяйства»

  5. Указ Президента Республики Узбекистан от 23 октября 2019 г. № УП-5853 «Об утверждении Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы”

  6. Постановление Президента Республики Узбекистан от 06 марта 2020 №4634 «О мерах по широкому внедрению рыночных принципов в производство, закупку и реализацию зерна»

  7. Постановление Президента Республики Узбекистан от 06 марта 2020 №4633 «О мерах по широкому внедрению рыночных принципов в сферу хлопководства»

  8. Постановление Президента Республики Узбекистан от 21 июня 2017г. № ПП–3077 «О мерах по дальнейшей поддержке отечественных организаций-экспортеров и совершенствованию внешнеэкономической деятельности»

  9. Постановление Президента Республики Узбекистан от 28 июля 2017г. №ПП-3157 «О дополнительных мерах по стимулированию отечественных предприятий-экспортеров»

  10. Указ Президента Республики Узбекистан от 01 августа 2018г. № УП-5495 «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан»

  11. Постановление Президента Республики Узбекистан от 17 октября 2018 г. №ПП-3978 «О дополнительных мерах по повышению эффективности продвижения плодоовощной продукции на внешние рынки»

  12.  Ильина Д. «Либерализация экспорта и расширение поддержки экспортеров плодоовощной продукции в 2017-2021гг.» Журнал «Экономика: анализы и прогнозы № 1 (12) Январь-март 2021 с. 78-81

  13. Постановление Президента Республики Узбекистан от 7 мая 2020г. №4707 «О мерах по дальнейшей поддержке экспортной деятельности»

  14. Постановление Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2019г. № ПП-4337 «О мерах по расширению механизмов финансирования и страховой защиты экспортной деятельности»

  15. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 декабря 2020 г. № 826 «Об утверждении Положения о порядке предоставления финансового содействия организациям-экспортерам Агентством продвижения экспорта при Министерстве инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан»

  16. Указ Президента Республики Узбекистан от 19 марта 2020 г. № УП-5969 «О первоочередных мерах по смягчению негативного воздействия на отрасли экономики коронавирусной пандемии и глобальных кризисных явлений»

  17. Указ Президента Республики Узбекистан от 18 мая 2020 г. № УП-5996 «Об очередных мерах по поддержке населения и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии»

  18. Постановление Президента Республики Узбекистан от 18 мая 2020 г. № ПП-4716 «О дополнительных мерах по поддержке владельцев приусадебных земель и обеспечению занятости населения»

  19. Закон Республики Узбекистан от 29 сентября 2020 г. № ЗРУ-639 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в целях повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда»


[1] Базовая расчетная величина с 1 февраля 2020 года составляла 223 тысячи сум

928