Трансформация промышленного сектора Узбекистана

Скачать статью

 

Зульфия Костюченко, руководитель проекта, ИПМИ

Галия Федяшева, руководитель группы, ИПМИ

Ольга Архипова, ведущий научный сотрудник, ИПМИ

 

Аннотация:

В статье представлены основные направления трансформации промышленности на новом этапе экономических реформ 2016-2020 годов. Освещены ключевые достижения в этот период в развитии производства и экспорта обрабатывающей промышленности, развитии производственно-территориальных структур, совершенствовании рыночных механизмов развития товарных рынков.

 

Ключевые слова:

Трансформация, промышленность, экспорт, производственно-территориальные структуры, развитие.

 

Благодаря институциональным реформам и принятым мерам по модернизации, техническому и технологическому перевооружению и стимулированию развития отраслей реального сектора, а также промышленной политике, проводимой руководством Узбекистана начиная со второй половины 2016 года, Узбекистану удалось достичь весомых результатов в индустриальном развитии.

Значительным импульсом явилось принятие Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах [1], сконцентрированной на решении стратегических задач развития индустриального сектора экономики, связанных с ускорением процессов диверсификации отраслей, обеспечением опережающего развития высокотехнологичных обрабатывающих производств.

Созданные условия позволили обеспечить опережающее развитие промышленности. Так, если среднегодовые темпы роста темпы роста валовой добавленной стоимости промышленности за период 2016-2020 годов составляли 105,4%, то в среднем по экономике – 104,7%.

Реализация мер промышленной политики в течение 2016-2020 годов позволила усилить роль индустриального сектора в экономике страны и обеспечить уверенный рост доли промышленности в ВДС отраслей экономики с 20,6% до 28,5%. Уровень диверсификации промышленности также возрос – отношение добавленной стоимости к валовому выпуску увеличилоcь с 40,6% в 2016 году до 41,6% в 2020 году (рис. 1).

Рис. 1. Структурные сдвиги ВДС промышленности за 2016-2020 годы, в %
Источник: Расчеты авторов по данным Госкомстата Республики Узбекистан.

Рост производства промышленной продукции за 2016-2020 годы составил 133,1% при среднем значении ежегодного роста 107,3%. Опережающими темпами за все эти годы шло развитие обрабатывающей промышленности – на 143% в целом за период при среднегодовых темпах роста в 108,8% (таблица 1).

Таблица 1. Динамика роста промышленного производства по основным видам экономической деятельности промышленности за 2016-2020 годы

Источник: Расчеты авторов по данным Госкомстата Республики Узбекистан.

Основной вклад в развитие индустриального сектора экономики Узбекистана вносит обрабатывающая промышленность, на долю которой приходится 83% всего объема выпуска продукции, произведенной промышленностью в 2020 году. По сравнению с 2016 годом прирост доли обрабатывающей промышленности составил 2,7 п.п. (рис. 2).

Рис. 2. Структурные сдвиги в промышленном производстве за 2016-2020 годы, в %
Источник: Расчеты авторов по данным Госкомстата Республики Узбекистан.

За 2016-2020 годы среди видов экономической деятельности, входящих в состав обрабатывающей промышленности, ускоренными темпами росло производство продукции машиностроения (в 2,7 раза) за счет опережающих темпов роста производства легковых автомобилей. Также отмечен существенный прирост производства прочих неметаллических минеральных продуктов (строительных материалов) – на 45,7%, фармацевтической продукции – на 42,4% и других  (рис. 3).

Рис. 3. Темпы роста производства продукции по видам экономической деятельности обрабатывающей промышленности
за 2016-2020гг., в %
Источник: расчеты авторов по данным Госкомстата Республики Узбекистан.

В результате, основной вклад в прирост производства продукции обрабатывающей промышленности за 2016-2020 годы внесло производство продукции машиностроения (49,9%).  Также в тройке лидеров по вкладу в прирост выпуска продукции обрабатывающей промышленности входят производства текстильных и кожевенных изделий (18,7%) и продуктов питания (9,1%) (рис. 4).

Рис. 4. Вклад видов экономической деятельности в прирост производства  обрабатывающей промышленности
за 2016-2020 годы, в %
Источник: расчеты авторов по данным Госкомстата Республики Узбекистан.

Одним из направлений трансформации промышленного сектора в период новой фазы экономических реформ 2016-2020 годов стало стимулирование экспорта и расширение номенклатуры и ассортимента производимой готовой продукции, а также всесторонняя поддержка экспортной деятельности предприятий обрабатывающей промышленности. В результате, в 2020 году экспорт продукции обрабатывающей промышленности (без учета экспорта золота) вырос на 164,7% по сравнению с 2016 годом и на 121,5% – с 2019 годом, несмотря на общемировые кризисные явления и снижение объемов экспорта в целом по экономике.

Основная доля в экспорте обрабатывающей промышленности пришлась на текстильную и кожевенно-обувную промышленность (41,5%), а также на металлургию (24,4%), химическую (11,4%) и машиностроение (9,0%), что говорит о достаточной степени диверсификации экспорта обрабатывающей промышленности (рис. 5).

Рис. 5. Доля отраслей – основных экспортеров продукции обрабатывающей промышленности, в %
Источник: расчеты авторов по данным Госкомстата Республики Узбекистан.

Наиболее заметно за 2016-2020 годы вырос экспорт машин и оборудования – в 2,1 раза за счет значительного роста выпуска основных конкуретных видов продукции этих отраслей. Среди них: легковые автомобили, производство которых за 2016-2020 годы выросло в 3,2 раза, грузовые автомобили – на 18,4%, автомобильные  двигатели  – в 5 раз. Экспорт текстильной и кожевенно-обувной продукции увеличился почти в 1,3 раза. Этому способствовали меры, направленные на углубление переработки сырья по всей цепочке приращения добавленной стоимости и наращивание объемов производства таких видов продукии, как хлопчатобумажная пряжа (в 2,9 раза), хлопчатобумажные ткани (в 3,5 раза), трикотажное полотно (в 1,9 раза), трикотажное нательное белье (в 1,9 раза)[1].

За 2016-2020 годы в республике сформирована действующая система территориальных объединений предприятий в виде специальных экономических зон (СЭЗ) или малых промышленных зон (МПЗ), технопарков и кластеров. Создание и развитие эффективной инновационной системы производственно-территориальных структур за столь короткий исторический период стало возможным благодаря пристальному вниманию правительства к приоритетному развитию данных структур. В частности, сформирована нормативно-правовая база: принят Закон Республики Узбекистан «О специальных экономических зонах», запущена программа создания малых промышленных зон и технопарков во всех регионах республики, принят пакет документов по развитию кластеров.

Значительные усилия правительства по развитию современных, ориентированных на рынок эффективных зональных структур отражаются в тех результатах, которые достигнуты предприятиями-участниками СЭЗ, МПЗ, технопарков и кластеров.

Если в 2016 году в республике действовало 7 СЭЗ, то в 2020 году их количество составило 21, выросло количество малых промышленных зон – с 63 пилотных зон с почти 500 предприятиями-участниками, до 77 МПЗ, в которых действуют 1675 предприятий. Новыми структурами в экономике стали технопарки, значительное развитие получили кластеры (рис. 6).

Рис. 6. Динамика создания свободных экономических зон

Только в 2018-2019 гг. объем производства промышленной продукции (работ, услуг) в сопоставимых ценах (без НДС и акциза) в СЭЗ вырос почти в 2,5 раза, инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования – в 2,2 раза, число вновь введенных рабочих мест – в 3,3 раза или 13,8 тысяч. Чистая прибыль предприятий, действующих на территории СЭЗ, выросла почти в 1,6 раза.

Высокими темпами развивались и МПЗ. В 2 раза вырос объем производства промышленной продукции, в 1,7 раза – инвестиции в основной капитал, в 2,4 раза –новых рабочих мест. В МПЗ в 2019 году трудились 14,7 тысяч человек.

Специальные экономические и малые промышленные зоны показали высокую устойчивость к экономическим потрясениям. Несмотря на кризис, вызванный пандемией, экономические и финансовые показатели СЭЗ и МПЗ оставались высокими. Темп роста объема производства промышленной продукции СЭЗ и МПЗ в 2020 году был гораздо выше, чем по промышленности в целом. Так, прирост производства промышленной продукции предприятиями СЭЗ республики составил 55,7%, МПЗ – 7,1% при темпах прироста в промышленности в целом – 0,7%.

Объем производства промышленной продукции предприятиями СЭЗ, МПЗ, технопарков и кластеров в январе-декабре 2020 года составил 7,6% общего объема промышленного производства (таблица 2).

Таблица 2. Показатели производства промышленной продукции производственно-территориальными структурами в 2019-2020 годах

Источник: Расчеты авторов по данным Госкомстата Республики Узбекистан.

Претерпела изменения и структура производства продукции: значительно (в 1,5 раза) выросла доля кластеров, соответственно снизилась доля СЭЗ, МПЗ и технопарков. В МПЗ и технопарках, представленных, в основном, предприятиями малого бизнеса объемы промышленного производства не столь значительны, однако это важнейшие развивающиеся структуры, имеющие потенциал инновационного производства потребительских товаров, ориентированных на внутренний и внешний рынки (рис. 7).

Рис. 7. Структура производства промышленной продукции СЭЗ, МПЗ, технопарками и кластерами в 2019г. и 2020 годах, в %
Источник: Расчеты авторов по данным Госкомстата Республики Узбекистан.

Особенностью новой модели развития промышленности на этапе 2016-2020 годов стало также активное внедрение и совершенствование рыночных механизмов развития товарных рынков. Существенные изменения коснулись деятельности биржевых институтов. В частности, сформировался новый вектор деятельности Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи, которая является одним из основных инструментов рыночной инфраструктуры в Узбекистане. Этому способствовало, в первую очередь, принятие целого ряда важных нормативно-правовых актов по развитию товарных рынков, биржевой деятельности и электронной коммерции [2], [3]. Данные нормативно-правовые акты направлены на создание эффективной конкурентной среды и поэтапное снижение монополии на рынках товаров и услуг, ликвидацию элементов распределительной системы, повышение эффективности использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

В результате, значительно увеличился объем и расширилась номенклатура товаров, реализуемых через открытые биржевые торги на внутренние и внешние рынки. В настоящее время на биржевых торгах выставляются более 30 видов высоколиквидных и монопольных видов продукции, сырья и материалов, среди которых различные виды топлива, химической продукции, продукция цветной и черной металлургии, отдельные виды строительных материалов и ряд других товаров. Развитие биржевой торговли способствовало расширению доступа для всех хозяйствующих субъектов к материально-техническим ресурсам. Это напрямую обуславливает формирование здоровой конкурентной среды на товарных рынках и внедрению современных механизмов ценообразования.

Используемая литература:

[1] Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, утвержденная Указом Президента Республики Узбекистан № УП-4947 от 7.02.2017 г.

[2] Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по повышению эффективности деятельности товарно-сырьевых бирж и дальнейшему совершенствованию механизмов биржевой торговли» № ПП-4484 от 8.10.2019 г.

[3] Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по внедрению передовых информационных технологий в деятельности товарно-сырьевых бирж и последовательному развитию электронной коммерции» №170 от 18.03.2020 г.


[1] По крупным предприятиям.

978