Узбекистан: социальная защита населения в условиях пандемии коронавируса COVID-19

Каримова Д.М., доктор экономических наук, Институт прогнозирования и макроэкономических исследований, Научный центр по сокращению бедности и изучению благосостояния населения, руководитель проекта

e-mail: dmkarimova@mail.ru

Кучкарходжаев С.Р.,  старший научный сотрудник

 

Аннотация:

В Узбекистане создана комплексная система социальной защиты, состоящая из мероприятий на рынке труда, социальной помощи и социального страхования. В условиях пандемии возникла необходимость пересмотра этой системы с точки зрения экономического кризиса, роста безработицы, особенно среди молодежи и женщин. Создана новая модель учета нуждающихся слоев населения, которая позволила обеспечить адресность мер социальной защиты и повысить эффективность расходов государства. Принятые меры в условиях пандемии позволили упредить масштабный рост бедности и сохранить оптимистическое настроение населения.

 

Ключевые слова:

Социальная защита, пандемия, программы рынка труда, социальной помощи и социального страхования, безработица, бедность.

 

Национальная стратегия развития Узбекистана на 2017-2021 годы содержит пять приоритетных направлений, четвертое из которых - дальнейшее развитие социальной сферы и усиление социальной защиты уязвимых слоев населения. Кроме того, приверженность правительства Узбекистана национализации Целей в области устойчивого развития (ЦУР) Организации Объединенных Наций также предполагает приоритетность адресности социальной защиты, повышение охвата программ социальной помощи и расширение предоставляемых социальных услуг.

В Узбекистане действует комплексная система социальной защиты, состоящая из мероприятий на рынке труда, социальной помощи и социального страхования, позволяющая охватить программами социальной защиты малообеспеченных и уязвимых слоев населения (рис. 1).

Источник: авторы статьи
Рис. 1. Система социальной защиты в Узбекистане

Система социальной защиты направлена на отдельных категорий населения – детей, населения трудоспособного возраста и пожилых людей. Программы социальной защиты детей включают в себя денежные (пособие по уходу за ребенком до достижения им 2-х лет, пособие малообеспеченным семьям с детьми до 14 лет, пособие на ребенка-инвалида) и неденежные формы помощи. Программы социальной защиты пожилых людей включают в себя пенсии по возрасту, социальные пенсии по возрасту, обеспечение отдельными видами продуктов питания, услуги по уходу на дому, интернатный уход за престарелыми.

Меры по социальной защите трудоспособного населения включают в себя программы социального страхования (пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, пособие по безработице), программы социальной помощи (единовременное пособие при рождении ребенка, пособие по беременности и родам, пособие малообеспеченным семьям, пособие по временной нетрудоспособности, денежная компенсация расходов на коммунальные услуги уязвимым группам), пассивные и активные программы на рынке труда (профессиональная подготовка и переподготовка, общественные работы и др.). Кроме того, для уязвимых групп населения на бесплатной основе предоставляются лекарства, бесплатные ортопедические продукты, бесплатный транспорт и др.

Пандемия коронавируса COVID-19 ещё раз подтвердила необходимость системных реформ в системе социальной защиты. 17 февраля 2021 года президент подписал распоряжение «О мерах по совершенствованию системы социальной защиты населения Республики Узбекистан в 2021—2030 годах»[1], которое утвердило концепцию Национальной стратегии социальной защиты населения. Концепция предусматривает упрощение процесса оценки нуждаемости семьи в социальных поддержке, разработку и внедрение системы предоставления государственных субсидий через социальный контракт для повышения эффективности борьбы с безработицей.

Ведется работа по совершенствованию системы социальной защиты населения путем повсеместного внедрения современных информационно-коммуникационных технологий[2]. В частности, вступают в силу новые правила выявления малообеспеченных семей через информационную систему "Единый реестр социальной защиты", а также назначения и выплаты им социальных пособий и материальной помощи.

Мерами реагирования государства на положение семей в условиях пандемии стали усиление помощи нуждающимся семьям. По инициативе президента создана новая модель учета бедных и нуждающихся слоев населения. Путем подворового обхода и изучения проблем и потребностей семей работниками каждой махалли были сформированы «железные тетради», «тетради» для учета молодежи (до 30 лет) и женщин. Эти 3 тетради стали информационной базой для оказания адресной помощи нуждающимся в государственной поддержке.  

В результате проводимых мер наблюдается тенденция роста охвата населения социальными пособиями с 0,8% до 1,5% за период 2015-2020 годы. Соответственно возросли и расходы на социальную защиту (рис.2).

Источник: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике
Рис. 2. Динамика показателей социальной защиты в Узбекистане

Растет число получателей пенсий и размер средней пенсии (рис.3). За период 2015-2020 годы доля населения, получающего пенсии по всем видам (пенсии по возрасту, по инвалидности и т.д.) увеличилась с 9,3% до 10,8%, размер среднемесячной пенсии возрос почти в 2 раза.

Источник: Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике
Рис. 3. Динамика числа получателей пенсий и размера средней пенсии в Узбекистане

В Узбекистане вопросы социальной защиты молодежи и сокращения молодежной безработицы стали наиболее актуальными. Указом президента страны образовано Агентство по делам молодежи[1]. Принята Концепция развития государственной молодежной политики в Узбекистане до 2025 года. Ведется повсеместная работа с молодежью, по их обучению, овладению профессиональными навыками и обеспечению достойной работой, жильем, улучшению условий жизни и труда, увеличению их доходов.

В целях усиления социальной помощи женщинам, включенных в список нуждающихся, создан Государственный целевой фонд по поддержке женщин. Реализованы меры по всесторонней поддержке, охране здоровья женщин, их обучению и развитию женского предпринимательства, оплате первоначального взноса по ипотечным кредитам, приобретению ими социального жилья и др[2].

Особое внимание уделяется людям с ограниченными возможностями. В 2020 году президентом страны подписан закон «О правах лиц с инвалидностью»[3], посредством которого предоставлены права и гарантии людям с инвалидностью на жилье, в том числе льготное, образование и трудоустройство, а также на доступную инфраструктуру, информацию и госуслуги.

Для лиц с инвалидностью выделяется дополнительная двухпроцентная квота приема в вузы на основе государственного гранта от общего количества приема абитуриентов. В целях трудоустройства лиц с инвалидностью, а также повышения их конкурентоспособности на рынке труда государство стимулирует организации к трудоустройству лиц с инвалидностью, а также обеспечивает создание специализированных рабочих мест, а также стимулирует лиц с инвалидностью к занятию предпринимательской деятельностью.

Для эффективной реализации комплекса мер по социальной защите населения государство расходует на социальные цели более половины расходов госбюджета. Кроме того, в республике активно развивается благотворительная деятельность. В 2020 году Узбекистан поднялся с 53 места в 2018 году на 29 место из 114 стран в Мировом рейтинге индекса благотворительности[4], что свидетельствует о зрелости культуры благотворительности и взаимопомощи в Узбекистане.

В республике за последние 5 лет достигнуты реальные качественные сдвиги в социальной защите бедных и уязвимых слоев населения.  Созданные правовые и институциональные механизмы позволили не допустить масштабного роста уровня бедности, особенно среди семей с детьми, пожилых и лиц с инвалидностью. По данным Министерства по поддержке махалли и семьи Республики Узбекистан на период 15 ноября 2020 года в список нуждающихся семей «темир дафтар» («железная тетрадь») включены более 2,5 млн. чел. или 7,2% населения.

Уровень бедности в Узбекистане, по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, показывает динамику постепенного снижения с 12,8% 2015 году до 11,5% в 2020 году, несмотря на пандемию и относительно высокие показатели роста численности населения.

Основные достигнутые результаты социальной защиты населения за последние 5 лет представлены на рис.4.

Источник: авторы статьи
Рис.4. Достигнутые результаты реализации системы социальной защиты в Узбекистане

Вместе с тем, остаются нерешенными проблемы, связанные с экономическими и демографическими аспектами реализацией системы социальной защиты населения в Узбекистане. Полученный в ходе опросов населения портрет бедности позволил определить основную причину бедности – отсутствие работы. Относительно высокая доля занятости в неформальном секторе экономики и трудовая миграция позволяют сохранить уровень безработицы на допустимо приемлемом уровне (10%), что становится ограничивающим фактором роста бедности. Помимо политики создания 300-400 тысяч рабочих мест, необходимо усилить работу по организации легальной внешней трудовой миграции. Организованный экспорт рабочей силы позволит частично решить проблемы молодежной и женской безработицы. Кроме того, вовлечение молодежи и женщин в предпринимательство становится основным инструментом упреждения роста бедности, особенно в сельской местности. Такой подход требует усиления мер по обучению навыкам ведения бизнеса и пользования кредитами.

В республике в 2021 году в качестве критерия оценки уровня бедности с учетом зарубежного опыта и изучения базовых потребностей малоимущего населения определены минимальные потребительские расходы населения. Утверждение базовой величины потребительских расходов населения как критерия оценки уровня бедности в Узбекистане и внедрение Единого реестра социальной защиты населения позволят вести объективный учет бедности и обеспечить предоставление адресной помощи и оказывать социальные услуги (более 30 видов) нуждающимся семьям и гражданам.

Далее целесообразно систематизировать социальные гарантии государства и разработать методики оценки минимальных стандартов и нормативных основ социального обеспечения. Это позволит оптимизировать расходы государства на социальную защиту, активизировать гражданское общество и благотворительную деятельность.

Дальнейшие шаги по реализации адресной и эффективной социальной защиты населения предполагают следующее:

  1. Разработку и реализацию Национальной стратегии социальной защиты населения.

  2. С учетом роста демографического потенциала республики обеспечение продуктивной занятости и регулирование внешней трудовой миграции.

  3.  Утверждение национального критерия бедности и реализацию комплекса мер с учетом потребности различных категорий населения – детей, населения трудоспособного возраста и пожилых людей.

  4. Реализацию задач в области устойчивого развития, связанных с двукратным сокращением уровня бедности, социальной защитой детей, женщин, молодежи, лиц с инвалидностью, а также повышением эффективности расходования средств, выделяемых на социальные цели.

 

Список использованной литературы

Нормативно-правовые документы

  1. Закон Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью» ЗРУ-641 от 15.10.2020 г.

  2. Указ Президента Республики Узбекистан «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах в «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения» № УП-6155 от 3 февраля 2021 г.

  3. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному обновлению государственной политики в сфере развития экономики и сокращения бедности» №УП-5975 от 26.03.2020 г.

  4. Указ Президента Республики Узбекистан от 30.06.2020г. №УП-6017 «О мерах по коренному реформированию и поднятию на новый уровень государственной молодежной политики в Республике Узбекистан.

  5. Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах, направленных на привлечение к предпринимательству, повышение трудовой активности и профессиональное обучение бедных и безработных граждан, а также обеспечение занятости населения» № ПП-4804 от 11.08.2020г.

  6. Постановление Президента Республики Узбекистан от 05.03.2021г. №ПП-5020 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы поддержки и обеспечения активного участия женщин в жизни общества».

  7. Распоряжение Президента Республики Узбекистан от 17.02.2021 г. №Р-5634 «О мерах по совершенствованию системы социальной защиты населения Республики Узбекистан в 2021—2030 годах»

  8. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 марта 2021 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы социальной защиты населения и повсеместному внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в отрасли».

 

Книги и статьи

  1. Доклад о социальной защите в мире 2020-22: Социальная защита на перепутье, решающий поворот к лучшему будущему. МОТ. 2021.

  2.  МОТ: 4 миллиарда человек во всем мире остались без социальной защиты. Доклад о социальной защите в мире 2017/19: Универсальная социальная защита для достижения Целей устойчивого развития. https://www.ilo.org/global/about-the-ilo/newsroom/news/WCMS. 

  3.  Оценка системы социальной защиты в Узбекистане: на базе основного диагностического инструмента (CODI). Совместный отчет МОТ, ЮНИСЕФ и Всемирного банка. Москва, Россия: Международная Организация Труда, 2020.

  4.  Сафарова Н.Н. Камбағалликни қисқартиришда ижтимоий-иқтисодий омиллар таъсирининг таҳлили//Иқтисодиёт: таҳлиллар ва прогнозлар. №1 (12), 2021 г.

  5. Aliev, U.(2017). Assessing and Monitoring Social Protection programs in Asia and the Pacific: The Updating of the SPI for Uzbekistan. ADB.

  6. CAF world giving index 2021. A global pandemic special report. June 2021.

  7. ILO Monitor: COVID-19 and the world of work (Seventh edition). Geneva, International Labour Office. ILO. 2021. 

  8. Projected poverty impacts of COVID-19 (Coronavirus). World Bank. Washington, DC. June 2020. 

 

Электронные ресурсы

  1.  Доля малообеспеченного населения Республики Узбекистан (по данным выборочных обследований домохозяйств) https://stat.uz/uz/rasmiy-statistika/living-standards-2

  2.  Каримова Д.М. Новые векторы социального развития Узбекистана. https://ifmr.uz/publications/articles-and-abstracts/social.

  3.  Обнародованы результаты исследования о влиянии пандемии на благосостояние граждан Узбекистана. https://review.uz/

  4.  Социальная защита. Предотвращение и устранение социальной и экономической уязвимости детей и их семей. ЮНИСЕФ. 2021. https://www.unicef.org/uzbekistan


 

[1] Распоряжение Президента Республики Узбекистан от 17.02.2021 г. №Р-5634 «О мерах по совершенствованию системы социальной защиты населения Республики Узбекистан в 2021—2030 годах»
[2] Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 марта 2021 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы социальной защиты населения и повсеместному внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в отрасли»
[3] Указ Президента Республики Узбекистан от 30.06.2020г. №УП-6017 «О мерах по коренному реформированию и поднятию на новый уровень государственной молодежной политики в Республике Узбекистан
[4] Постановление Президента Республики Узбекистан от 05.03.2021г. №ПП-5020 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы поддержки и обеспечения активного участия женщин в жизни общества»
[5] Закон Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью» ЗРУ-641 от 15.10.2020 г.
[6] CAF world giving index 2021. A global pandemic special report. June 2021.
496