Индекс зависимости от государства

 

Политика, направленная на экономическую и социальную поддержку общества, проводимая сегодня, приводит к дальнейшему увеличению долга государственного бюджета во многих странах мира. Одной из причин роста долга правительства являются социальные программы, которые создают экономическую и социальную зависимость населения от правительства.

Дискуссии о том, какой должна быть социальная политика, проводимая государством, продолжаются уже долгое время. Так, в мире сформировались различные подходы к данному вопросу от сильной социальной защите при высокой налоговой нагрузке до целевой поддержки определенных групп населения при умеренной налоговой нагрузке.

Однако, не смотря на подход, социальная политика порождает зависимость граждан от государства и там, где раньше на первый план выступали институты гражданского общества – сегодня все более важную роль играет государство. Так, по мнению Дэвида Мюльхаузена и Патрика Тиррелла[1], правительственные программы не только вытесняют гражданское общество, но слишком часто загоняют отдельных лиц и семьи в ловушку долгосрочной зависимости, оставляя их неспособными вырваться из своего положения для будущих поколений.

Поднимая вопрос о зависимости от социальных программ Юваль Левин, редактор журнала National Affairs[2] пишет: «Мы все зависим от других. Вопрос в том, зависим ли мы от нейтральных, универсальных систем льгот, которые помогают удовлетворить наши материальные потребности, не связывая нас какой-либо заботой и обязательствами. Или мы развиваем общество, воспитывая привычки сдержанности, достоинства, чувство долга и ответственность».

О взаимосвязи между государством и обществом в виде социальной политики и налоговых выплат говорит Диана Тезадова[3]. По ее мнению, сегодня остаются неразрешенными споры о переломных моментах в системе налогообложения: в какой момент увеличение налоговых ставок на доход граждан приведет не к пополнению бюджета, а к возможности снижения системы социальных выплат населению, и обратный процесс — когда низкие налоги не смогут обеспечить высокий уровень социальных услуг для граждан.

Таким образом, современная наука подтверждает необходимость наличия социальной защиты населения и проведения государством социальной политики. При этом существует лишь разница в подходах и выборе самих граждан. Данная политика может быть либо общей и «слепой», уравнивая всех и все вопросы, уменьшая роль решения граждан и повышая налоговую нагрузку. Либо политика может быть целенаправленной, оказывая помощь нуждающимся группам и решая наиболее важные для общества или отдельной группы лиц вопросы.

При этом стоит учитывать, что первый вариант является более положительным лишь на начальных этапах. Экономические кризисы, возникающие в мире с начала 21 века, показали, что целевая политика порождает меньшую зависимость населения от государства и способствует вовлечению гражданского общества в данные вопросы.

Таким образом, учитывая актуальность данного вопроса, Институтом прогнозирования и макроэкономических исследований рассчитан Индекс зависимости от государства. Индекс измеряет рост расходов на порождающие зависимость государственные программы, которые подменяют собой роль гражданского общества. За основу был взят Index of Dependence on Government разработанный Фондом наследия (The Heritage Foundation) и рассчитанный для США.

Проведенный анализ выявил следующее:

- наибольшее влияние на рост индекса оказывают программы поддержки направленные на обеспечение населения жильем;

- в период пандемии коронавируса усилились программы по поддержке здравоохранения, выплаты социальной помощи, пособий и материальной помощи.

- доля социальных расходов в расходах госбюджета сократилась на 16,2 п.п., т.е. политика государства направлена на поддержку общества, но старается избежать увеличения зависимости в будущем.

Для простоты расчета Индекса по Узбекистану, вместо отбора программ, финансируемых из бюджета, используются данные по расходам государственного бюджета Республики Узбекистан в квартальном разрезе. Это позволяет оценить более масштабно уровень помощи правительства населению по социально-экономическим направлениям.

Для расчета индекса используются такие строки как расходы на 1) образование, 2) здравоохранение, 3) социальное обеспечение, 4) пособия, материальная помощь и компенсационные выплаты, 5) субсидии внебюджетному Пенсионному фонду при Министерстве финансов, 6) расходы на государственные программы «Обод қишлоқ» и «Обод маҳалла», 7) кредитные линии участвующим банкам на софинансирование программ строительства жилых домов в сельских местностях, 8) расходы на экономику.

Вставка 1. Методика расчета индекса зависимости от государства.

Значение каждого показателя за каждый квартал делится на дефлятор ВВП, чтобы исключить ценовой фактор. На следующем этапе рассчитывается индексное значение каждого показателя. Для этого данные за рассматриваемый квартал делятся на базисный квартал и умножаются на присвоенные веса.

Пример.

По показателю образование имеются следующие данные за 1-2 кв. 2017 года: 3520,2 и 4231,3. Данные значения делится на дефлятор ВВП:

3520,2/1,078=3266,7

4231,3/1,120=3778,1

1 кв. 2017 года является базисным и ему присвоен вес 15. Таким образом, расчет индексного значения по образованию за 2 кв. 2017 года выглядит следующим образом:

3778,1/3266,7*15=17

Наибольшее влияние на изменение индекса оказали такие показатели как жилье, здравоохранение и социальная помощь (таблица 1). В 2018 году отмечается сильный рост расходов на жилье – это связано с тем, что в 2017 году расходы на жилье были значительно ниже последующего периода (179,7 млрд. сум в 2017 г. и 2861,5 млрд. сум в 2018 г.). В 2020-2021 годах затраты на жилье сокращаются, что приводит к снижению индекса.

На 2020-2021 годы приходится распространение в Узбекистане пандемии коронавируса. В этих условиях наблюдается рост таких значений как здравоохранение и социальная помощь.

Изменение индекса и снижение его отдельных показателей в период пандемии коронавируса говорит о том, что из-за веденых ограничений снизились доходы государства и политика социальной поддержки стала фокусироваться на помощь в первую очередь людям с наибольшим ухудшением жизненной ситуации. В гос программах сократились расходы на финансирование строительства и покупки жилья для граждан (софинансирования кредитных линий банкам на строительство жилых домов, программы «Обод қишлоқ» и «Обод маҳалла»).

Таблица 1. Индекс зависимости от государства.

 

Образование

Здраво-охранение

Социальная помощь

Жилье

Экономика

Индекс

2016Q-1

13

20

20

125

8

186

2016Q-2

15

22

20

391

13

461

2016Q-3

14

31

19

332

16

412

2016Q-4

16

28

19

286

15

365

2017Q-1

15

25

20

30

10

100

2017Q-2

17

27

20

12

17

93

2017Q-3

14

34

18

40

17

123

2017Q-4

16

31

17

79

15

157

2018Q-1

14

26

22

456

12

529

2018Q-2

19

33

27

497

21

598

2018Q-3

15

36

28

1067

21

1167

2018Q-4

27

45

40

624

34

770

2019Q-1

26

44

45

1215

36

1366

2019Q-2

38

62

50

953

54

1157

2019Q-3

30

63

53

1017

66

1228

2019Q-4

36

71

48

931

51

1137

2020Q-1

31

60

76

381

31

580

2020Q-2

35

74

162

719

74

1063

2020Q-3

22

96

244

275

43

679

2020Q-4

35

99

171

219

49

571

2021Q-1

34

72

168

146

32

451

2021Q-2

44

94

138

56

59

392

2021Q-3

33

109

235

63

65

506

2021Q-4

49

113

247

291

94

794

Источник: расчеты автора на основе данных openbudget.uz

Можно отметить, что с началом распространения в Узбекистане пандемии коронавируса, в целом в стране увеличилась социальная поддержка государством населения. Были выделены дополнительные средства на здравоохранение, материальную помощь, социальные пособия и др. В частности были выделены дополнительные субсидии в Пенсионный фонд (20,5 трлн. сум за 2020-2021 гг.). Налажена деятельность спонсорских координационных центров и волонтерских центров, а также 1197 колл-центров, которые организовали доставку продуктов питания 733 тыс. гражданам. За счет средств Фонда “Щедрость и поддержка” оказана материальная помощь 479,4 тыс. семей. Эти действия в свою очередь привели к значительному росту таких направлений индекса как здравоохранение и социальное обеспечение, а также пособия и материальная помощь.

В стране расширяется поддержка малообеспеченных слоев населения. В целях поддержки малообеспеченных семей на основе “железных тетрадей” оказана материальная помощь около 600 тысячам нуждающихся семей.

Более 758 тысячам малообеспеченных семей оказана помощь в эффективном использовании приусадебных участков. Для производства сельскохозяйственной продукции 160 449 нуждающимся семьям выделено 62 394 га освобожденных зерновых площадей – по 20-50 соток каждой семье. В том числе 27 тысяч га отведено под выращивание картофеля, дынь и овощей, оказана практическая помощь в строительстве теплиц в 15 310 домохозяйствах.

Однако, стоит отметить, что, не смотря на рост индекса зависимости от государства, доля расходов государственного бюджета, используемых для его расчета, снижается в общих расходах госбюджета. Т.е. политика государства направлена на поддержку общества, но старается избежать увеличения зависимости в будущем (таблица 2).

Таблица 2. Доля расходов на экономику и соцзатрат
от расходов госбюджета, в %.

 

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Доля соцзатрат от госраходов

58,9

55,2

53,8

53,8

51,5

42,7

Доля расходов на экономику от госрасходов

10,6

10,7

10,6

15,7

11,6

11,5

Доля соцзатрат и расходов на экономику от госрасходов

69,5

65,9

64,4

69,5

63,1

54,2

Доля соцзатрат (по категориям) от госрасходов

51,7

47,7

43,1

45,6

42,8

34,2

Доля соцзатрат (по категориям) и расходов на экономику от госрасходов

62,2

58,4

53,7

61,3

54,4

45,6

Источник: расчеты автора на основе данных openbudget.uz

Так, за 2016-2021 годы доля социальных расходов в общих расходах государственного бюджета имеет тенденцию на снижение. Так, если в 2016 году данный показатель составлял 58,9%, то к 2021 г. снизился на 16,2 п.п. и составил 42,7%. При этом, доля расходов на экономику в общих расходах госбюджета увеличилась с 10,6% до 11,5%. Суммарно расходы на экономику и социальные расходы в расходах госбюджета уменьшились с 69,5% в 2016 году до 54,2% в 2021 году.

В свою очередь, доля социальных расходов по категориям (статьи расходов государственного бюджета, используемые при расчете индекса зависимости от государства) в общих расходах госбюджета имеет большее снижение – с 51,7% в 2016 году до 34,2% в 2021 году (на 17,5 п.п.). Суммарно расходы на экономику и социальные расходы по категориям в расходах госбюджета уменьшились с 62,2% в 2016 году до 45,6% в 2021 году.

Внедрение и развитие в Узбекистане «Инициативного бюджета» является одним из методов, направленных на решение вопросов наиболее актуальных для гражданского общества. Путем выдвижения инициатив и голосуя за них, граждане могут принять участие в распределении части местного бюджета, направив тем самым средства на решение насущных проблем. Это способствует активизации общества к принятию действий и участию в улучшении социальной среды, что в свою очередь, снижает эффект зависимости населения от правительства.

 


[1] D. Muhlhausen, P. Tyrrell. The 2013 Index of Dependence on Government // The Heritage Foundation, Special report №142, NOVEMBER 21, 2013. – с.2.

[2] D. Muhlhausen, P. Tyrrell. The 2013 Index of Dependence on Government // The Heritage Foundation, Special report No. 142, NOVEMBER 21, 2013. – p.2.

[3] Tezadova D.A. Social policy in modern states: main content, directions and models // Journal “Chelovek. Community. Management”, No. 3 (vol. 16), 2015. - With. 99.

770