Повышение роли туризма как важной отрасли экономики Узбекистана

Скачать статью

PhD, Найля Мурадовна Ибрагимова

Институт прогнозирования и макроэкономических исследований,

Научный центр по сокращению бедности и изучению благосостояния населения, руководитель проекта

 

Нурбек Якубов Алишерович

Институт прогнозирования и макроэкономических исследований,

Научный центр по сокращению бедности и изучению благосостояния населения, ведущий научный сотрудник

 

Аннотация:

В условиях глобализации вопросы эффективного использования туристического потенциала стали наиболее актуальными в обеспечении устойчивого экономического развития страны. В последние годы государством уделяется пристальное внимание к проведению активной политики в области развития туризма, принимаются нормативные - правовые акты и целевые региональные программы для формирования правовых основ современного цивилизованного туристического рынка, а также модернизируется туристическая инфраструктура.

 

Ключевые слова:

Развитие сферы туризма, пандемия коронавируса, качество туристских услуг, развитие экономики, конкурентоспособность.

 

Ускоренное развитие сферы туризма и повышение его роли в экономике считается одной из важных задач в Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан. За последние годы туризм стал одной из “точек роста” национальной экономики, которая, являясь драйвером развития других связанных отраслей, стимулирует рост доходов, обладая высоким мультипликативным воздействием: 1$ прямого дохода от туризма дает минимум 5-7$ в смежных отраслях экономики[1]. Необходимо отметить, что услуги туризма и сопутствующие услуги общественного питания (проживания и питания в трактовке ОКЭД) имеют заметное влияние на рост объемов рыночных услуг и ВВП в целом. Так, расчеты показывают, что на рост ВВП и увеличение доходов населения в большей степени влияет развитие сферы услуг (прирост ВВП и доходов населения на 67,2% и 60,3% соответственно, которые обеспечиваются за счет расширения объемов рыночных услуг)[2].

В последние годы был принят большой круг нормативно-правовых документов по развитию туризма, сформирована институциональная система управления развитием туризма, созданы структурные подразделения управления туризма во всех регионах страны для эффективного использования огромного туристического потенциала регионов. Содействуют развитию туристической индустрии новые организации: Центр сертификации туристических услуг, Институт развития туризма, Национальный PR-центр и другие.

Следует отметить, что принятие Постановления №ПП-4095 от 5 января 2019г. «О мерах по ускоренному развитию туристской отрасли» послужило интенсивному развитию туризма, созданию и продвижению на мировые рынки национального продукта на основе создания благоприятных экономических стимулов и организационно – правовых условий. Так, по состоянию на 15 марта 2021г. 30-дневный и 60-дневный безвизовый режим установлен для 90 стран (помимо двустороннего безвизового режима для СНГ[3]). Впоследствии УП№5611 от 05.01.2019г. с 1 февраля 2019г. ввел безвизовый режим для 45 стран сроком на 30 дней, по УП№5691 от 18.03.2019г.  для граждан ОАЭ сроком 30 дней, по УП№5781 от 13.08.2019г. для 20 стран сроком на 30 дней.

Оформление электронной туристической визы в упрощенном порядке через портал “e-visa.gov.uz” запущено через систему выдачи электронных въездных виз для 57 стран с 15 июля 2018 года[4]. Иностранные граждане этих стран могут получить электронную визу сроком на 30 дней без обращения в консульские учреждения за два рабочих дня[5].

Кроме того, создана специальная платформа «Silk Road Project»[6] для продвижения туристического потенциала стран Шелкового пути и перспективных региональных турпродуктов и маршрутов.

Ввиду комплексной структуры оказания туристических услуг большое значение придается координации и стратегическому управлению процессами в нем происходящими. При этом в системе формирования цепочек создания стоимости туристского кластера существенное влияние на его функционирование оказывают обеспечивающие бизнес-процессы:

  • процессы производства и реализации туристских и сопутствующих товаров и продуктов;

  • оказания услуг или выполнения работ, которые обеспечивают основной процесс;

  • процессы оказания дополнительных и сопутствующих услуг туристам.

Приоритетные направления в управлении системой туризма:

  • развитие туристской индустрии и сопутствующей инфраструктуры гостиниц категории 3-звезды и 4-звезды с современным уровнем комфорта и средней ценовой категории;

  • преодоление административных и экономических барьеров монопольной структуры рынка пассажирских перевозок; и их последствий в виде высоких тарифов на проживание и авиаперелет;

  • подготовка кадров в сфере туризма к чрезвычайным ситуациям, таким как пандемия, переквалифицировование туроператоров;

  • повышение сервиса в туристских центрах, расширение незначительного ассортимента событийных мероприятий по республике, способных удовлетворить динамичный и взыскательный спрос современного потребителя.

Наличие современной материальной и инфраструктурной базы играет одну из главных ролей в обеспечении конкурентоспособности туристической отрасли.  При потреблении комплексной услуги каждому туристу по умолчанию требуются дороги, транспортные узлы, инженерные сети и прочие инфраструктурные объекты для доступа к целям туристского интереса и потребления соответствующих услуг. Кроме того, необходимо обеспечить комфортные бытовые условия в дестинации (инженерные сети, средства связи, общественный транспорт, финансовые институты, информационные порталы и пр.). Все эти процессы, которые реализуются в туризме, с учетом отраслевой специфики воспроизводятся и в других областях сферы услуг.

Важную роль играет и правовая обеспеченность, и наличие других стимулов, побуждающих туристов к совершению поездки, которые формируют туристскую привлекательность дестинации и обеспечение эффективного использования объектов культурного наследия.

Историко-познавательный, гастрономический, оздоровительный, MICE, горный, агро-, эко-, археологический, мусульманское и буддистское паломничество — все эти виды туризма можно найти в Узбекистане.

Медицинский туризм в Узбекистане развивался в санаторно – курортных учреждениях, с учетом наличия природных ресурсов для поправки здоровья. 

В рамках MICE-туризма в регионах создан единый реестр и разработан каталог “Meetings & Events Catalogue”. Для координации MICE-мероприятий в структуре Госкомитета по развитию туризма создан Конгрессно-выставочный центр и изучены потенциальные объекты.

Большее внимание также планируется уделить зиёрат (паломническому) туризму. Для привлечения туристов в последние годы были организованы различные общественно-культурные развлекательные мероприятия с учетом специфики каждого региона:

  • паломнический (Зиёрат) туристический форум (Бухарская область);

  • художественный фестиваль искусства Бахши, Археологический форум (Сурхандарьинская область);

  • игра богатырей (Хорезмская область);

  • Авторалли «Муйнак»;

  • Музыкальный фестиваль «Стихия» (Республика Каракалпакстан);

  • Туристическая ярмарка СНГ. (Самаркандская область);

  • Форум геотуризма;

  • Гранатовый фестиваль (Кашкадарьинская область);

  • Фестиваль электронной музыки;

  • Гастрономический фестиваль;

  • “World Influencers Congress” (Ташкент).

В результате существенно выросло количество туристов и число гостиниц, туристический бизнес получил активное развитие, появились новые виды туризма.

За 3 года количество туристов выросло в 5 раз: с 1,3 млн зарубежных туристов в 2016 г., до 6,7 млн в 2019 г. Из-за пандемии, в 2020 году страну успело посетить 1,5 млн. иностранных туристов, при этом экспорт туристических услуг составил 261 млн долларов, а туризм стал одной из наиболее пострадавших отраслей.

Следует отметить, что пандемия серьезно повлияла на сферу туризма и взаимосвязанные с ней отрасли, резко сократились доходы более сотни тысяч человек, в том числе гидов, ремесленников, работников архитектурных памятников и курортных учреждений, объектов общественного питания, транспорта и других.

В 2020 году были организованы поездки внутри страны для 1,8 миллиона человек, в 2021 году ожидается резкое увеличение этого количества до 7,5 млн человек.

Таблица 1

Основные показатели развития сферы туризма в Республике Узбекистан

                     

Всего в 2021 году ожидается 1,7 млн. иностранных туристов. Как ожидается, благодаря этому экспорт туристических услуг достигнет 370 млн.  долларов.

Поддержка туристической и связанных с ней отраслей, наиболее сильно пострадавших и продолжающих испытывать негативное воздействие от коронавирусной пандемии, сохранение и рабочих мест, поддержание доходов, ускоренного восстановления индустрии туризма являются приоритетным задачами в 2021 и последующие годы.

                              

При этом для возобновления въездного туризма по мере улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки важно, чтобы были отработаны меры соблюдения санитарно-гигиенических требований и социального дистанцирования, в том числе создания групп оперативного реагирования. В этой связи, следует проводить анализ принимаемых в других странах мер, санитарно-эпидемиологической безопасности, вводимых по мере открытия туристических рынков.  

Целевые ориентиры развития сферы туризма Республики Узбекистан в 2021 — 2022 годах направлены на преобразование туризма и достижение его целевых показателей (в 2021-2022 гг. рис.1), на основе диверсификации и повышения качества туристских услуг и туристской инфраструктуры, привлечения иностранных инвестиций, проведения эффективной рекламы туристических продуктов (бренда) и успешного продвижения туристского потенциала республики.

Механизмы реализации этих задач для повышения конкурентоспособности отрасли на международном рынке туристических услуг:

  • стимулирование продвижения туристической отрасли Узбекистана;

  • опережающие развитие информационных технологий в сфере туризма;

  • дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры;

  • диверсификация туристского продукта;

  • повышение качества подготовки кадров в сфере туризма;

  • совершенствование нормативно-правовой базы.

В качестве оценки потребления комплексных туристских услуг предлагается использовать степень удовлетворенности потребителя уровнем оказанных услуг. Именно такая оценка посредствам обратной связи определяет направление управленческих воздействий на все процессы текущей модели развития туризма.

Туристический бренд Узбекистана формировался с момента появления Великого шелкового пути, в Узбекистане известные во всем мире города (Ташкент, Самарканд, Бухара, Хива, Шахрисабз, Термез), насчитывается
8,2 тысячи объектов культурного наследия, а некоторые из них включены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Значительную роль в обеспечении развития туристической индустрии играют регулярно проводимые крупные MICE-мероприятия. Одним из важнейших ежегодных событий стала Ташкентская международная ярмарка «Туризм на Шелковом пути», где встречаются профессионалы в рамках программы Hosted Buyers, проводится форум по актуальным вопросам развития туризма Центральной Азии и мире в целом. Это позволяет заключать деловые контракты и развивать международное сотрудничество.

Рисунок 1

Развитие сферы туризма в Республике Узбекистан

Источник: статические данные Госкомстата и Госкомитет по развитию туризма, прогноз-экспертная оценка ИПМИ

Для развития медицинского туризма необходимо создать благоприятные условия для интенсивной модернизации медицинской инфраструктуры и управления отраслью, что позволит повысить доходы регионов и одновременно стимулировать развитие других сфер, а также развить инфраструктуру лечебно-оздоровительных местностей и укрепить здоровье населения, сохранить природные лечебные ресурсы и культурное наследие. Кроме того, очень важно проводить больше исследований медика – биологических механизмов влияния природных факторов на здоровье, разработать стандарты лечения для учреждений медицинской сферы, отвечающие современным требованиям. Также предлагается на протяжении всего маршрута следования туристических групп вдоль туристических городов и центров совместить данную работу с разработкой новых комбинированных туров: гастрономические туры (плов-туры), витаминные туры, археологические, туры кочевников, мототуры и т.д.

В сфере подготовки кадров в стране действуют 5 высших учебных заведений[1], ежегодно выпускающих более 500 студентов с дипломом бакалавра, а свыше 40 студентов – магистра. Кроме того, более 3,5 тысячи кадров выпускают 12 специализированных профессиональных колледжей.

Таким образом, интенсивное развитие туризма Узбекистана, в том числе на базе создания инфраструктуры, соответствующей международным стандартам, создание региональных структур, укрепление связей с иностранными партнерами, бережное отношение к историко-культурному наследию, обеспечили привлечение туризма и рост его доли в национальном продукте.

Источники и литература

  1.  «Туризм в Узбекистане, 2018г» Информационно-аналитический сборник, Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма, г.Ташкент, 2019 год.

  2. «Туризм в Узбекистане, 2017г» Информационно-аналитический сборник, Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма, г.Ташкент, 2018 год.

  3. «О развитии туризма в Узбекистане и Самаркандском полумарафоне». Интервью с заместителем премьер-министра и руководителем Государственного комитета по развитию туризма Республики Узбекистан Азизом Абдухакимовым. https://themag.uz/post/aziz-abduhakimov

  4. Материалы международной онлайн-туристической конференции «Путь возрождения» под эгидой ЮНВТО. https://uzbekistan.travel/ru/o/v-uzbekistane-zapuskaetsya-novaya-sistema-bezopasnogo-turizma/.

  5. “Туристическая отрасль Узбекистана: нереализованный потенциал”. Аналитическа записка №2, 2007г. UNDP

  6. “Прогнозные параметры развития туризма на 2020-2022 годы”. Информационно-аналитическая записка, г.Ташкент 2019 год. ИПМИ.

  7. “Упрощение визового режима в Узбекистане открыло перед туристической отраслью беспрецедентные возможности”. https://uzbektourism.uz/ru/news/view?id=1681

  8. Ибрагимова, Н. М. Перспективы и приоритеты устойчивого развития сферы услуг на среднесрочную и долгосрочную перспективу в Узбекистане / Н. М. Ибрагимова // Экономический анализ: теория и практика. – 2017. – Т. 16. – № 3(462). – С. 582-600. – DOI 10.24891/ea.16.3.582.

Нормативно-правовые документы

  1. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию внутреннего и паломнического туризма в Республике Узбекистан» от 09 февраля 2021 года № УП-6165

  2. Указ Президента Республики Узбекистан «О неотложных мерах поддержки сферы туризма для снижения негативного воздействия коронавирусной пандемии» от 28 мая 2020 года № УП-6002.

  3. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по ускоренному развитию туризма путем внедрения особого порядка управления в Бостанлыкском районе» от 27 августа 2020 года № УП-6053

  4. Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по ускоренному развитию туризма в Республике Узбекистан» от 5 января 2019 года № УП-5611

  5. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему упрощению режима въезда в Республику Узбекистан для граждан объединенных арабских эмиратов, а также граждан зарубежных государств, получивших статус резидента объединенных арабских эмиратов» от 18 марта 2019 года № УП-5691

 


[1] Самаркандский институт экономики и сервиса, Ташкентский государственный экономический университет, Бухарский и Ургенчский государственные университеты, а также Сингапурский институт развития менеджмента в Ташкенте

[1] https://themag.uz/post/aziz-abduhakimov

[2] Ибрагимова Н. М. Перспективы и приоритеты устойчивого развития сферы услуг на среднесрочную и долгосрочную перспективу в Узбекистане / Н. М. Ибрагимова // Экономический анализ: теория и практика. – 2017. – Т. 16. – № 3(462). – С. 582-600. – DOI 10.24891/ea.16.3.582.

[3] В частности, с 10 странами: Азербайджанской Республикой, Грузией, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Украиной (без ограничений), Кыргызской Республикой (до 60 дней) и Российской Федерацией.

[4] УП № 5326 от 03.02.2018г.

[5] (Приложение 1 к Постановлению № 3836 от 4 июля 2018 г., ст. 6-б Регламента). Размер консульского сбора за оформление и выдачу электронной въездной визы в Республику Узбекистан иностранным гражданам определяется следующим образом: 20 долларов США — однократная; 35 долларов США — двукратная; 50 долларов США — многократная.

[6] https://uzbekistan.travel/ru/o/v-uzbekistane-zapuskaetsya-novaya-sistema-bezopasnogo-turizma/

831