Готовятся ли в Узбекистане специалисты для развития «зеленой» экономики?

 

Погодные условия последних дней еще раз доказали необходимость рационального использования ресурсов на основе перехода к «зеленой» экономике. Такой переход можно обеспечить только с трансформации мышления каждого члена общества к бережливому, экологическому, неравнодушному к окружающей среде, ответственному потреблению и энергоэффективному образу жизни во всех сферах экономики. Это одновременно благоприятствует достижению 13 цели устойчивого развития, в котором ставится задача к 2030 году обеспечить приобретение знаний и навыков, необходимых для содействия устойчивому развитию, всех учащихся в том числе посредством образования в интересах устойчивого развития и устойчивого образа жизни.

«Активного внедрение технологий «зеленой экономики» во все сферы, увеличение энергоэффективности экономики на 20 процентов для ускоренного развития национальной экономики и высоких темпов роста (Цель 24)» одна из целей Стратегии развития Нового Узбекистана в 2022-2026 гг. Реализация этой цели обуславливает параллельную подготовку кадров для зеленой экономики. В международных исследованиях также отмечается важность развития человеческих ресурсов как основу для «озеленения» экономики (ОЭСР, 2011 г. [5]; Cedefop, 2012 г. [6]).

В данном контексте интересно: готовятся ли в системе подготовки кадров Узбекистана специалисты для развития зеленой экономики? Для получения ответа на этот вопрос в данном исследовании сформированы выводы по нижеперечисленным аспектам:

- решению каких экологических проблем будет способствовать переход к «зеленой» экономике и создание «зеленых» рабочих мест?

- какими предполагаемыми навыками должны обладать соискатели на «зеленые» рабочие места?

- сегодня какая доля подготавливаемых кадров соответствует зеленым профессиям и по каким специальностям они подготавливаются?

Полученные выводы будут служить ориентиром для разработчиков государственных программ развития и управленцев системы образования, предприятиям и специалистам по развитию рабочей силы, а также для родителей чьи дети стоят на этапе выбора профессии и самих подростков в помощь представить свою будущую профессию.

Основными среди экологических проблем решению которых способствует переход к «зеленой» экономике на основе изученной литератыры выявлены: нерациональное использование водных ресурсов, загрязнение воздуха, обезлесение, деградация земель и изменение климата.

Необходимыми навыками для перехода к «зеленой» экономике авторы отмечают: аналитические и технические навыки высокого уровня, связанные с проектированием, производством, управлением и мониторингом технологий [1,2], цифровые навыки [3], техническое и профессиональное образование и обучение (ТПОO) на всех уровнях [7], инженерно-технические, научные, навыки управления операциями, навыки мониторинга [8]. Также ими отмечаются два основных набора экологических навыков, а именно инженерные навыки для проектирования и производства технологий и управленческие навыки для внедрения и мониторинга экологических организационных практик [2]. Pavlova помимо общих «зеленых» навыков (когнитивных компетенций, анализа рисков; инновационных, межличностного общения, внутриличностных компетенций) отмечает предпринимательские навыки [9]. По мнению авторов в различных секторах промышленности востребованы десять наиболее распространенных экологических навыков, а именно: дизайнерские, лидерские качества, управленческие, энергетические, навыки городского планирования, ландшафтного дизайна, общения, обращения с отходами, навыки закупок и финансовые навыки [10].

Обобщая мнения авторов, для подтверждения гипотезы о необходимости компетенций и навыков высокого уровня соискателям профессий «зеленой» экономики проведена эмпирическая оценка на основе базовой регрессионной модели, учитывающей экологические факторы и навыки высокого уровня. Для учета гипотезы экологической кривой Кузнеца в модель включается ВВП на душу населения и его квадратный член [11] (в работе использован логарифмированный ВВП на душу населения) (табл. 1).

Таблица 1

Описательная статистика использованных в исследовании переменных

Наименование переменных

Количество наблюдений

Средняя

Стандартная ошибка

Минимум

Максимум

Логарифмированный CO2 на единицу ВВП по ППС (ln_co2_gdp)

224

-1.573

.561

-2.813

.27

Индекс «зеленого» роста (ggi)

215

48.362

14.083

16.96

78.72

«Зеленая» занятость (greenemployment)

218

37.915

25.298

1

100

Логарифмированный ВВП на душу населения (ln_gdp_pc)

237

9.681

1.086

6.594

11.666

Темпы роста ВВП (gdp_groth)

239

-.793

5.65

-33.5

8.36

Темпы роста численности населения (population)

239

1.103

1.046

-1.68

3.93

Уровень IQ населения страны (iq)

208

93.332

8.905

60

108

Доля населения с продвинутым уровнем IT навыков (ad_ict_scills)

83

6.548

5.039

.01

27.69

Доля занятых с высшим образованием (ad_labor_force)

158

77.034

8.007

29.63

92.32

В модели оценивающей влияния факторов на снижение эмиссии СО2 использованы данные 73 стран за два года (146 наблюдений) (табл.2).

Таблица 2

Оценка факторов, влияющих на снижение эмиссии СО2

ln_co2_gdp

Coef.

St.Err.

t-value

p-value

[95% Conf

Interval]

Sig

ggi

-.026

.004

-6.42

.000

-.034

-.018

***

ln_gdp_pc

.125

.063

1.98

.048

.001

.248

**

population

-.25

.049

-5.06

.000

-.346

-.153

***

ad_labor_force

-.012

.005

-2.17

.03

-.022

-.001

**

Constant

-.352

.518

-0.68

.497

-1.367

.664

 

Mean dependent var

-1.583

SD dependent var

0.522

 

Overall r-squared

0.275

Number of obs 

146

 

Chi-square 

53.474

Prob > chi2

0.000

 

R-squared within

0.284

R-squared between

1.000

 

*** p<.01, ** p<.05, * p<.1

В таблице 2 отражены результаты подтверждающие высокую зависимость снижения эмиссии СО2 от политики государства в области экологической устойчивости. При увеличении показателя государства в Индексе зеленого роста (GGI) на один пункт эмиссия СО2 снижается на 0,026%. Рост ВВП на душу населения на 1% увеличивает эмиссию СО2 на 0,125%. Увеличении рабочей силы с высшим образованием (% от общей численности трудоспособного населения с высшим образованием) на 1% благоприятствует снижению эмиссии СО2 на уровне 0,012%. Результаты, отражающие уменьшение эмиссии СО2 на уровне 0,25% с ростом численности населения на 1% объясняется тем, что на страны с высоким уровнем дохода (где темпы роста численности населения низкие) приходятся 86% глобальных выбросов СО2 [19].

C использованием этой же базовой модели проведена эмпирическая оценка влияния доли населения с продвинутым уровнем IT навыков и уровнем IQ на рост зеленой занятости. Оценка влияния этих факторов на рост «зеленой» занятости проведена на основе данных 39 стран за 2 года (78 наблюдений) (табл.3).

Таблица 3

Оценка факторов, влияющих на рост зеленой занятости

greenemployment

Coef.

St.Err.

t-value

p-value

[95% Conf

Interval]

Sig

iq

.968

.394

2.46

.014

.197

1.74

**

gdp_groth

1.188

.515

2.31

.021

.179

2.198

**

ad_ict_scills

1.517

.578

2.62

.009

.384

2.65

***

population

-10.289

2.816

-3.65

0

-15.808

-4.77

***

Constant

-46.69

37.952

-1.23

.219

-121.074

27.695

 

Mean dependent var

44.714

SD dependent var

23.685

 

Overall r-squared

0.279

Number of obs 

78

 

Chi-square 

28.225

Prob > chi2

0.000

 

R-squared within

0.289

R-squared between

1.000

 

*** p<.01, ** p<.05, * p<.1

Согласно результатам оценки, увеличение доли населения с высоким уровнем IT навыков наиболее чем другие факторы способствует росту «зеленой» занятости (рост на 1% доли населения с высоким уровнем IT навыков создаст условия для создания на 1,5% больше зеленых рабочих мест). Данный результат подтверждает поставленную в начале исследования гипотезу и совпадает с мнением большинства авторов, которые утверждают о том, что «Профессии зеленой экономики требуют от соискателей компетенций и навыков высокого уровня». Рост уровня IQ населения страны на 1% способствует увеличению зеленой занятости на 0,98%[1]. Экономический рост тоже создает благоприятные условия для увеличения зеленой занятости. При этом полученный результат, где выявлена обратная взаимосвязь между ростом населения и увеличением зеленой занятости, указывает на то, что в странах с высокими темпами роста численности населения государственная политика больше направлена на создание трудоемких рабочих мест для обеспечения занятости.

По итогам двух оценок выявлена большая значимость подготовки кадров с высшим образованием и высоким уровнем IT навыков на решение экологических проблем (снижение эмиссии СО2 и увеличение зеленой занятости). В Узбекистане, согласно данных всемирного банка [17], показатель доли занятого населения от общей численности трудоспособного населения с высшим образованием за 2020 год составляет 73%. Во втором же случае, согласно данных, государственного комитета по статистике Республики Узбекистан за 2021 год (Национальный ЦУР 4.4.1) [18] только 1,2% населения владеют высоким уровнем IT навыков.

Для получения ответа на вопрос «На сколько система подготовки кадров Узбекистана готова к зеленой трансформации?» проведен контент анализ параметров подготовки кадров (специальностей магистратуры) вузов Республики Узбекистан за 2019-2022 и 2022/2023 учебные годы. Предполагаемые профессии зеленой экономики классифицированы в соответствии с классификацией всемирного фонда дикой природы [14] Результаты анализа отражены в приложении.

На основе результатов контент-анализа параметров подготовки кадров (специальностей магистратуры) вузов Республики Узбекистан за 2019/2020 и 2022/2023 учебные годы сформированы следующие выводы:

  • В вузах Республики (включая региональные филиалы) в настоящее время начато осуществление подготовки кадров по наиболее необходимым для перехода зеленой экономике специальностям как: биотехнолог; инженер по возобновляемым источникам энергии, альтернативной (солнечной и ветровой) энергетике; инженер по эффективному использованию водных, земельных ресурсов; специалист по биоэкономике, оценке климатических рисков и т.д;

  • Также осуществляется подготовка кадров по проектированию, эксплуатации, строительству энергоэффективных сооружений; проектированию, эксплуатации и производству энергоэффективных технологий включая искусственного интеллекта;

  • Из общего количества подготовливающихся в 2022/2023 учебном году кадров более 30% соотвествует зеленой экономике (для сравнения в 2019/2020 учебном году 5%).

Результаты исследования еще раз подтвердили междисциплинарный характер профессий зеленой экономики. Исходя из этого для наиболее быстрого достижения целей Стратегии развития и устойчивого развития посредством активизации процессов перехода к зеленой экономике целесообразно:

- в учебную нагрузку направлений бакалавриата и специальностей магистратуры в независимости от направления и специальности образования добавить часы по формированию навыков стратегического, экологического, ресурсо и энерго сберегающего мышления и умения работать с информационными технологиями (включая поиск, сбор, анализ, обработка данных);

- разработать концепцию «образование длиною в жизнь», в которой программы повышения квалификации, переподготовки и других видов образования взрослых будут включать навыки необходимые для развития зеленой экономики, в том числе компетенции работать с современными технологиями (IT навыки).

Вахабова Дилфуза, ИПМИ,
руководитель группы, PhD,

Анвархонов Абдулатифхон, ИПМИ,
старший научный сотрудник

Источники и использованная литература

  1. Francesco Vona, Giovanni Marin, Davide Consoli, David Popp Working Paper 21116 http://www.nber.org/papers/w21116

  2. Francesco Vona, Giovanni Marin, Davide Consoli, David Popp Environmental Regulation and Green Skills: An Empirical Exploration/ Journal of the Association of Environmental and Resource Economists, May 2018, 713-753 pp. DOI: 10.1086/698859

  3. Cedefop, The green employment and skills transformation: insights from a European Green Deal skills forecast scenario, Publications Office of the European Union, 2022, https://data.europa.eu/doi/10.2801/112540

  4. Maclean, R., Jangannathan, S., & Panth, B. (2017). Education and skills for inclusive growth, green jobs and the greening of economies in Asia: case study summaries of India, Indonesia, Sri Lanka and Viet Nam. Technical and Vocational Education and Training: Issues, Concerns and Prospects, vol. 27. Singapore: Asian Development Bank/SpringerOpen. Retrieved 21 February 2018 from https://www.adb.org/sites/default/files/publication/385041/education-skills-greenjobs.pdf

  5. OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) (2011). Towards green growth: A summary for policy makers. Paris: OECD. Retrieved 21 February 2018 from https://www.oecd.org/greengrowth/48012345.pdf

  6. Cedefop (2012). Green skills and environmental awareness in vocational education and training. Synthesis report. Research paper #24. Luxemburg: Office of the European Union. Retrieved 21 February 2018 from www.cedefop.europa.eu/files/5524_en.pdf

  7. Pavlova, M. Fostering inclusive, sustainable economic growth and “green” skills development in learning cities through partnerships nternational Review of Education/ May 2018 DOI: 10.1007/s11159-018-9718-x https://www.researchgate.net/publication/325109665_Fostering_inclusive_sustainable_economic_growth_and_green_skills_development_in_
    learning_cities_through_partnerships

  8. Lai Chee Sern, Adib Farhan Zaime1 and Lee Ming Foong Published under licence by IOP Publishing Ltd Journal of Physics: Conference Series, Volume 1019, 1st International Conference on Green and Sustainable Computing (ICoGeS) 2017 25–27 November 2017, Kuching, Sarawak, Malaysia

  9. Pavlova, M. (2014). Greening of skills in Asia: Agenda for green growth and challenges of skill gaps. Continuous education for sustainable development, Pushkin Leningrad State University (LSU)

  10. Lai Chee Sern et al. 2018 Green skills for green industry: a review of literature/ Journal of Physics: Conference Series, Volume 1019(1):012030 DOI: 10.1088/1742-6596/1019/1/012030

  11. Rauf hon Salahodjaev, Does Intelligence Improve Environmental Sustainability? An Empirical Test/ Sustainable Development-2015 Published online in Wiley Online Library (wileyonlinelibrary.com) DOI: 10.1002/sd.1604

  12. http://www.globalcarbonatlas.org/en/CO2-emissions

  13.  https://greengrowthindex.gggi.org/?page_id=2547#download-reports-popup

  14.  https://wwf.ru/resources/ekoprofessii/

  15.  https://lex.uz/docs/-4380357#-4382700

  16. https://lex.uz/uz/docs/6070845

  17. https://data.worldbank.org/indicator/SL.TLF.ADVN.ZS

  18.  http://nsdg.stat.uz/uz/databanks

  19. https://ourworldindata.org/co2-by-income-region

Приложение

Параметры подготовки кадров для зеленой экономики (на примере специальностей магистратуры вузов Республики Узбекистан за 2019/2020 и 2022/2023 учебных годов) [15, 16]

Предполагаемые профессии в зеленой экономике

Параметры приема в специальности аналогичных профессий

в 2019-2020 учебном году

в 2022-2023 учебном году

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР

1

Системный биотехнолог

14

125

2

Биоформаколог

0

74

3

Заповедный биолог

31

76

4

Заповедный менеджер

0

20

5

Юрист по международному природоохранному праву

0

21

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И ПРОДОВОЛЬСТВИЕ

6

Сельскохозяйственный эколог

44

260

7

Фермер органической сельхозпродукции, производитель зеленых товаров

72

360

8

Специалист, инженер по эффективному использованию водных ресурсов

24

88

9

Персональный консультант по этичному потреблению

0

35

СТРОИТЕЛЬСТВО И ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

10

Архитектор энергонулевых домов

0

34

11

Экоаналитик в строительстве

0

44

12

Урбанист-эколог

0

29

13

Парковый эколог

0

17

14

Экоархитектор

0

24

КЛИМАТ И ЭНЕРГЕТИКА

15

Специалист, инженер по возобновляемым источникам энергии, альтернативной (солнечной и ветровой) энергетике

16

141

16

Специалист по эффективному использованию энергетических ресурсов

19

260

17

Специалист, инженер по эффективному использованию водных ресурсов

47

185

18

Специалист по уменьшению экологического следа, архитектор возобновления экосистем

0

68

19

Метеоэнергетик

0

22

20

Специалист по охране окружающей среды, Экопроповедники

4

121

21

Специалист по страхованию климатических рисков

6

32

ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ

22

Специалист, инженер по проектированию и эксплуатации энергоэффективных электрических машин, оборудований, электроники, радиотехнических устройств и оборудований

29

435

23

Специалист, инженер по проектированию, созданию, производству искусственного интеллекта, нанотехнологий для энергоэффективных технологий

3

78

24

Специалист по внедрению раздельного сбора отходов

0

37

25

Экоаудитор, специалист по стандартизации экологичеких оборудований и технологий

0

71

26

Инженер по электромобилям

24

22

27

Специалист по здоровой одежде

0

74

28

Эко-диетолог

21

28

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА, ПРОСВЕЩЕНИЕ И ТУРИЗМ

29

Специалист в сфере экологического туризма

0

81

30

Экопроповедник

6

320

УСЛУГИ

31

Профессиональные консультанты в области устойчивого развития

9

62

32

Эколог-логист (Специалисты по снижению экологического следа транспортных средств)

15

33

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ И МЕТАЛЛУРГИЯ

33

Оператор оборудования для спг

10

44

34

Всего специальностей

7 695

10 688

35

Доля подготавливающихся кадров для зеленой экономики, %

5

31

Источник: составлено автором на основе данных Параметров приема в магистратуру государственных высших учебных заведений в 2019/2020 и 2022/2023 учебном годах на основе государственного заказа

 


[1] В работе Салаходжаева Р. (2015) получены результаты влияния IQ страны на экологическую устойчивость станы на уровене от 1,2 до 0,43
284