Новые возможности для узбекских трудовых мигрантов

 

Эксперты ИПМИ провели оценку по определению новых направлений для трудовых мигрантов из Узбекистана.

По итогам 2021 года объем денежных переводов в Узбекистан составил 8,1 млрд долларов США, из них 70% (5,6 млрд долл.) поступили из Российской Федерации. В том же году количество узбекских трудовых мигрантов в России составило 1 036 305 человек (по данным Министерства занятости и трудовых отношений). Сумма ежемесячных денежных переводов на одного трудового мигранта в 2021 году составила 453 доллара США.

Эмиграционная ловушка описывает ситуацию, в которой экономическая стабильность страны сильно зависит от потока денежных переводов мигрантов и, следовательно, от миграционной политики стран прибытия. Любые экономические потрясения, которые вынуждают мигрантов возвращаться домой, резко увеличивают уровень безработицы в стране и усугубляют бедность из-за прекращения денежных переводов.

Учитывая внешние вызовы, которые влияют и на миграционные потоки, эксперты ИПМИ провели анализ по оценке использования потенциала внешней трудовой миграции.

В результате анализа были получены следующие основные выводы:

- наиболее важными факторами для трудовой миграции оказались знание английского языка, наличие дипломатических представительств, стоимость авиабилетов, а также ВВП на душу населения в отправляющихся странах;

- наличие дипломатических представительств в странах донорах приводит к росту оттока трудовых мигрантов на 16%;

- требование английского языка в странах донорах снижает отток трудовой миграции из Узбекистана на 55%;

- наиболее привлекательными направлениями продвижения трудовой миграции из Узбекистана являются такие страны как Польша, Болгария, Литва, Чехия, Франция, Германия и Великобритания с потенциалом от 8 до 80%;

- страны как Сингапур, Саудовская Аравия и Япония имеют потенциал от 4 до 49%. Среди стран СНГ наиболее потенциальными оказались Азербайджан и Беларусь.

Высокая зависимость поступлений доходов трудовых мигрантов от России все больше усугубляет ситуацию не только на рынке труда, но и в целом в республике. По этим причинам уже сейчас необходимо рассматривать новые возможности для экспорта рабочей силы. Следует отметить, что из Узбекистана в основном выезжают рабочие низкой квалификации и со средне-специальным образованием. Они в основном трудятся в сельском хозяйстве, строительстве и частично в сфере услуг (продавцы, сиделки, уборщицы и т.д.). На сегодняшний день Узбекистан имеет трудовые соглашения с 27 странами мира[1], тем не менее основными отправляющими странами для отечественных мигрантов являются Россия, Казахстан и Турция.

Для оценки использования потенциала внешней трудовой миграции эксперты ИПМИ использовали гравитационную модель международного трудового оттока (данные за 2017-2019 годы по 40 странам мира). Были использованы такие показатели как наличие трудовых соглашений, наличие дипломатических представительств, инфляция, уровень безработицы, среднемесячная заработная плата, стоимость авиабилетов, торговое партнерство, наличие визы, расстояние между Ташкентом и столицами других государств, Индекс развития человеческого потенциала, Индекс владения английском языком, наличие общей религии.    

Вставка: Гравитационная модель (от лат. gravitas — вес, сила, действие) — модель,описывающая социальные и экономические взаимодействия между пространственными объектами (городами, регионами, странами). Используется в региональном анализе и пространственном анализе экономики. В различных модификациях такие же модели используются при исследовании процессов урбанизации, размещения промышленности, экспортно-импортных взаимосвязей, миграции населения.

Уравнение модели выглядит следующим образом:

ОТТОКij=β1+β2lnGDP+β3lnticket+β4DIP+ β5Eng.

где Отток – трудовых мигрантов из страны j в страну i за период 2017-2019 гг.;

lnGDP – ВВП на душу населения;

Lnticket  стоимость авиабилетов;

фиктивная переменная DIP - наличие дипломатических представительств;

Eng –  наличие английского языка в странах донорах.

Согласно расчетам, рост ВВП на душу населения в странах донорах на 1% приводит к росту оттока из Узбекистана трудовых мигрантов на  0.7%. Рост стоимости авиабилетов на 1% снижает трудовую миграцию на 1,35%. Наличие дипломатических представительств в странах донорах приводит к росту оттока трудовых мигрантов на 16%. Требование английского языка в странах донорах снижает отток трудовой миграции из Узбекистана на 55%. 

На основе модели оттока трудовых мигрантов были выявлены наиболее перспективные рынки для дальнейшего продвижения международной трудовой миграции. Так, по результатам гравитационной модели, этот потенциал оценивается дополнительно от 8 до 80% в традиционных основных странах-донорах Европейского Союза и Великобритании. Наиболее привлекательными направлениями продвижения трудовой миграции являются такие страны как Польша, Болгария, Литва, Чехия, Франция, Германия и Великобритания.  

Такие страны как Сингапур, Саудовская Аравия и Япония имеют потенциал от 4 до 49%. Среди стран СНГ наиболее потенциальными оказались Азербайджан и Беларусь.

По результатам проведенных расчетов эксперты ИМПИ сформировали следующие предложения по внедрению мер и механизмов:

1. Расширение дипломатических соглашений с зарубежными странами, в частности в области экспорта рабочей силы, заключения трудовых договоров и защиты прав трудящихся мигрантов.

2. Улучшение качества обучения иностранных языков особенно английского языка, начиная со школы. Необходимо охватить большое количество желающих отправится в трудовую миграцию граждан курсами английского языка, организовать бесплатные курсы по обучению английского языка в махаллях.  

3. Предоставление льгот для приобретения авиабилетов трудовыми мигрантами, путем оплачивания 50% от стоимости билетов с фонда содействия занятости.

4. Министерству занятости и трудовых отношений необходимо регулярно проводить глубокий анализ рынка труда потенциально важных стран для отправки трудовых мигрантов.

5. Совершенствование официальной отчетности о выезжающих трудовых мигрантах из Узбекистана (так как имеется расхождение в цифрах отдельных министерств).

6. Упрощение получения лицензии для частных агентств занятости, которые отправляют на работу в страны Европейского Союза.

 

Ахмедова Мухаббат
руководитель группы ИПМИ


[1] Россия, Казахстан, Беларусь, ОАЭ, Турция, Таджикистан, Болгария, Чешская Республика, Латвия, Польша, Кувейт, Германия, Швейцария, Голландия, Израиль, Япония, Словакия, Саудовская Аравия, Литва, Бахрейн, Украина, Малайзия, Кыргызстан, Азербайджан, Хорватия, Финляндия, Оман
1903