Эксперты ИПМИ проанализировали налог на добавленную стоимость (НДС) по отраслям экономики, налоговую нагрузку и влияние возможного снижения НДС до 3 процентных пункта на экономику

 

В рамках задач по обеспечению ускоренного развития национальной экономики и высоких темпов роста, определенных в Стратегии развития нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы предусмотрено снижение с 2023 года ставку налога на добавленную стоимость до 12 процентов.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является основным источником доходов государственного бюджета.

В 2021 году поступления по НДС достигли 38,4 трлн. сумов и составили 23,4% от общего бюджетного дохода (без целевых фондов). 44% поступлений НДС уплачивают промышленные предприятия, 18% – строительные организации, 13% – предприятия оптовой и розничной торговли.

Полученные с использованием данных отчётной таблицы "Затраты-Выпуск" отраслевые оценки расчётных (или фактических) ставок НДС (отношение поступлений по НДС к добавленной стоимости отрасли) позволили оценить налоговую нагрузку отраслей в части НДС как отношение расчётной ставки к нормативной (20% в 2018 г.), а также обосновать следующие выводы.

Налоговая нагрузка распределена неравномерно. Если в образовании и здравоохранении такая нагрузка была 8,5%, в сельском хозяйстве – около 5% (рис.1), то в строительстве и телекоммуникационных услугах она равна 79%, в розничной и оптовой торговли – 59%, в промышленности – 43%. Это затрудняет обеспечение равных условий для различных отраслей и сфер экономики, ограничивает сферу действия принципов конкуренции.

Среднеотраслевая относительная ставка по экономике в целом составила 24%.

Это означает, что при номинальной ставке в 15%, реальная ставка НДС составила около 3,6% (15% * 0,24 = 3,6%).

Наиболее высокая налоговая нагрузка характерна для отраслей, на которые существует устойчивый спрос вне зависимости от колебания цен и других условий производства (строительство, торговля, некоторые перспективные виды услуг). 

На них приходится всего 15% производства по всей экономики (по ВВП и выпуску), 14% занятых. Отличительная черта этой группы – наименьшая степень зависимости от внешней среды.

Умеренно высокий уровень налоговой нагрузки характерен для отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности. На эту группу приходится ¼ ВВП от экономики в целом.  Это отрасли, которые в наибольшей степени связанные с глобальной экономикой, т.к. на них приходится свыше 83% промежуточного импорта и свыше 2/3 объёма всего экспорта. Высокий налоговый пресс сдерживает рост экспорта промышленного производства, т.к. высокая фактическая ставка НДС для этих отраслей приводит к повышению цен и снижению конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.

 

Результаты

Так, как НДС включится в рыночную цену товара/услуг, снижение номинальной ставки, например с 15% до 12%, снижает общий уровень цен по реальному сектору экономики. Как показали расчёты, выполненные с использованием ценовой модели «Затраты-выпуск», такое снижение оценивается величиной в 0,81%.

Иными словами, компенсацией выпадению определённой части налоговых поступлений (20% поступлений по НДС или 4,7% всех налоговых поступлений без учёта внебюджетных фондов) будет снижение совокупного индекса цен на 0,8 п.п.

При этом прямой эффект (без учёта межотраслевых взаимодействий) составил 0,57 п.п., а косвенный (межотраслевые взаимодействия) 0,24 п.п. (0,57+0,24=0,81)

Наибольший вклад в этот эффект приходиться на обрабатывающую промышленность (39%), строительство (14%) и оптовую и розничную торговлю (10%), т.е. на долю этих трёх секторов приходится почти 2/3 от всего снижения цен (из 0,8%).

В этом контексте, перспективными могут стать меры, направленные на сокращение разрыва между фактической и номинальной ставкой (100%-26% = 74%), а также на уменьшение разброса фактических (расчётных) ставок вокруг среднеотраслевой (24%), который составил 22,8% по стандартному отклонению.

Это позволит обеспечить рост налоговых поступлений по НДС даже при снижении его нормативной ставки.

Ответ на вопрос, в чём должны состоять эти меры, не является целью данного исследования. Вместе с тем, представляется полезным опыт Китая[1]. Стандартная ставка НДС в Китае — 13%. Пониженные ставки НДС — 9% (розничная торговля, развлечения, гостиничный бизнес, общественное питание, строительство, транспортные, почтовые и логистические сервисы) и 6% (финансовый сектор и страхование, информационные технологии и консалтинг). 

Частые изменение в области налогообложения не является оптимальными. Но если рассматривать вопрос введения дифференцированных ставок НДС, то это должно реализовываться при одновременном устранении большинства не оправдавших себя налоговых льгот. При этом, ставка НДС должна быть тем ниже, чем выше доля готовой продукции в объёмы всего выпуска, что будет подталкивать предприятия внедрять новые технологии и инновации, повышая долю добавленной стоимости и не неся при этом существенные издержки в виде быстро растущего налогового пресса.

Направления дальнейших исследований связаны с использованием детализированной таблицы З-В за 2019 год, выравниванием цен налоговой статистики и цен таблицы З-В. Дальнейшая совместная работа позволит детализировать налоговую статистику по отраслям ОКЭД обрабатывающей промышленности и сферы услуг.

Совершенствование модельного инструментария даст возможность увязать изменения в относительных ценах с показателями выпуска, потребления, внешнеэкономическими индикаторами.
 

ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ ДОКЛАДА МОЖНО СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ

 


[1] Статья «Возмещение НДС в Китае: малый и средний бизнес получит 2,5 трлн юаней в 2022 г.»
https://internationalwealth.info/offshore-tax/vozmeshhenie-nds-v-kitae/
1379